Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/seobo551/data/www/dimasan.ru/engine/modules/show.full.php on line 350 DataLife Engine > Версия для печати > Поиски смысла
Главная > проза, проза/очерки > Поиски смысла

Поиски смысла


20 ноября 2020. Разместил: dima
...В юности я увлекался тем, что искал смысл в музыке и живописи. Я пытался найти скрытый смысл в песнях таких групп как Аквариум и картин в жанре сюрреализм. Этот поиск помог мне в том плане, что подтолкнул к чтению разных литературных источников. Например, я слышал название песни – «Кад Годдо» и мне хотелось узнать, что значат эти загадочные слова. К сожалению, никто из моих друзей не знал этого, в библиотеках спрашивать было как-то неудобно, а интернета тогда еще не существовало. Только спустя много лет, когда у меня появился компьютер и доступ в интернет, я смог узнать значение названия данной песни и расшифровать ее.

Какие-то слова я понимал, например: «Он весь блещет, как Жар-Птица, из ноздрей клубится пар, То ли Атман, то ли Брахман, то ли полный Аватар...» Это понятия из индуизма. С индуизмом я был немного знаком по кришнаитским книгам, которые попадали ко мне через друзей, а также по книгам Сатпрема и Алана Уотса, которые я в то далекое время нашел на прилавках книжного магазина. Эти и другие экзотические понятия и связанные с ними смыслы как бы оживали в тех песнях, которые я слушал, романтизировались, благодаря им, становились частью жизни и частью души... «Мандала с махамудрою мне светят свысока - Ой, Волга, Волга-матушка, буддийская река...» - слышал я в очередной песне и в очередной раз начинал «копать» в библиотеках, пытаясь узнать значения таинственных слов и понятий. Так я нашел кипу журналов «Путь к себе» и прочитал в них интервью с БГ, рассказы русских путешественников о посещении Непала, отрывки лекций Далай-ламы, повествование о дружбе «отца битников» Джека Керуака и японского ученого-буддолога, популяризатора учения дзэн Дайсэцу Судзуки и т.д.

В те годы мне открывались подтексты многих песен, я воспринимал не только лишь тот смысл, который лежал в них на поверхности и был доступен взгляду большинства. Мне открывалось их сакральное измерение, скрытое от понимания неискушенных слушателей. Можно наверно сказать, что я по-своему работал в те дни с такими песнями. У меня дома был сборник текстов этих песен, и при прослушивании музыки, я сверялся с ним, учил эти тексты, вникал в них... Кажется, я входил в особое взаимодействие со смысловым пространством этих композиций. Я как бы входил в это пространство в процессе аналитической медитации и черпал в нем энергию, вдохновляясь теми смыслами, которые мне открывались... А открывалось много интересного. И много интересного открылось позже, спустя несколько лет.

* * *

Я рассказывал ранее, что меня увлекали и увлекают поиски смысла. Смысла не только в песнях, но и в жизни. Например, я задаюсь примерно такими вопросами: «Как достичь духовного счастья?» или «Как примирить в своей жизни духовное и материальное?»

Я понимал тогда и понимаю сейчас, что все люди живут своей жизнью. У каждого свои потребности и свои цели. И свои цели есть у большого сообщества людей, у социума. Часто так получается, что эти потребности и цели не совпадают с потребностями и целями людей, занятых поисками смысла за пределами этой жизни... Как минимум здесь имеет место непонимание. А как максимум агрессивное навязывание своего образа жизни. Поэтому, начав искать смысл во всем, я одновременно стал задумывать на тему того, «как научиться сосуществовать с другими людьми, не выделяясь среди них и не открываясь полностью перед ними?» Ведь не поймут. А, вполне возможно, что еще и осудят. Я поставил для себя задачу научиться жить одновременно в «двух мирах»: в своем внутреннем мире «поисков смысла» и внешнем мире согласованных действий между людьми, конвенций поведения, традиционной культуры, обыденного мышления и т.д. И по сей день я продолжаю этому учиться.

Зачем это нужно? А просто иначе не прожить. Если ты начнешь, вдруг, всем подряд без разбора открывать содержание своего внутреннего мира, то тебя сочтут сумасшедшим. Ты действительно станешь сумасшедшим. Потеряешь понимание той грани, которая отделяет реальность от иллюзий.

* * *

…Одна из самых распространенных ошибок духовных людей состоит в том, что они начинают отрицать реальность видимой действительности. Отрицают они ее, конечно, не полностью, потому что это невозможно, а частично. Например, начинают считать некоторые книги бесполезными, или считают бесполезными определенные профессии. Соответственно, они с пренебрежением начинают отзываться о том, что считают бесполезным или вредным для себя.

В качестве примера можно привести кришнатского автора Шрилу Прабхупаду, который называл материалистов не иначе, как «ослами» или «негодяями», даже не вдаваясь в детали... Для него материалисты как бы не существовали как люди. Ну и поэтому неудивительно, что сам Шрила Прабхупада не существует для материалистов как человек…

В чем здесь ошибка? В том, что материалист - это ярлык, за которым скрывается совершенно реальный живой человек. Он может приносить много пользы обществу, даже несмотря на то, что «поедает священных коров»... Но мы часто не видим и не хотим видеть и признавать реальность.

Сам я уже много лет не ем мяса, и поэтому в чем-то понимаю Шрилу Прабхупаду и подобных авторов, но категорически не согласен с позицией, которая дает право вешать ярлыки на всех подряд без разбора...

* * *

Но вернемся к теме поисков смысла. Писатель Федор Достоевский когда-то написал: «Жизнь задыхается без цели». Наверно также будет верно и то, что она задыхается без смысла. И не просто без смысла, а без высшего смысла. Именно в этом заключается одна из причин того, что люди начинают, вдруг, тянуться к культуре и к искусству, к философии и к религии. Они неожиданно осознают, что их жизнь, та, к которой они обычно привыкли, не полна, что в ней не хватает чего-то еще, чего-то очень важного и интересного, воодушевляющего, дающего пищу для ума и мечту для души...

Для каждого человека этот поиск будет проходить по-своему. Не факт, что в его процессе человек найдет для себя ответы на все вопросы или кардинально изменит свою жизнь. Но если кто-то из моих друзей однажды начнет задавать мне вопросы, которые выходят за рамки обычной жизни, это будет для меня знаком, что человек пытается идти по тому же самому пути, по которому когда-то начинал идти я сам. Возможно, что он также точно ищет смысл в каких-то песнях или стихах, картинах. Я убежден, что такой поиск очень многое дает человеку.

* * *

И в заключение своего рассказа я хотел бы привести цитату из книги «Реабилитация души» психолога Игоря Калинаускаса. На мой взгляд, эта цитата, как никакие другие слова, может подвести итог моему рассказу и моей попытке поделиться сокровенным для меня:

«...Культура - это есть история души человека. Не история цивилизации, а история души, внутренней жизни людей, появление и исчезновение определенных чувств, мыслей и развитие этих мыслей и чувств.

Откуда берется содержание субъективности, то или иное? Оно берется из контакта с культурой. Потому что культура - это не собрание материальных вещей. Это собрание мыслей, чувств и переживаний, это рассказ о душе человека. И люди, которые, к несчастью своему (пусть они меня простят за такую позицию), не прикоснулись к культуре, не узнают, что такое человек, не узнают себя как человека...

...Чтобы познать свою субъективность, приобщиться к ней, человеку нужна культура. И не надо искать Лауру или Беатриче на улице, не надо искать там Ахиллеса, Спинозу, Циолковского. Их в себе надо искать и находить. И вы их обязательно найдете, если будете идти в себя. Это потрясающее путешествие - путешествие в себя. Нас всячески суггестировали, что внутри нас малоценное субъективное. Главное - снаружи, потому что в поте лица своего мы зарабатываем хлеб свой. Воистину так. Это внешняя и необходимая часть жизни - добыча ресурсов для удовлетворения потребностей своей материальной жизни, своего материального носителя. Но эта часть жизни объявлена единственным ее содержанием. Культура, ее существование опровергает это. Есть что-то другое...»

06.03.18 г.

Вернуться назад