Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/seobo551/data/www/dimasan.ru/engine/modules/show.full.php on line 350 DataLife Engine > Версия для печати > Николай Рерих - Лотос
Главная > проза, проза/очерки > Николай Рерих - Лотос

Николай Рерих - Лотос


12 мая 2021. Разместил: dima
Рассмотрим картину Николая Рериха, которая носит поэтичное название «Лотос» и датируется 1933 годом, и попробуем ее интерпретировать.

Николай Рерих - Лотос

У самого художника в его статье «Риши» можно найти следующий отрывок:

«Вот в Ганге у Бенареса сидит садху на воде в священной позе. Скрещенные ноги его прикрыты водными струями. Народ сбегается к берегу и дивуется на святого человека» [1].

Примечательно, что данный текст был написан за один год до создания этой картины. Очевидно, что в нем художник описал некий эпизод из жизни, свидетелем которого он стал во время своего путешествия по Индии, и, вероятно, именно это впечатление и вдохновило его на создание картины.

Глаза изображенного на картине йога полузакрыты, он погружен в глубокое созерцание. Завязанные в узел волосы на голове и четки на шее выдают в нем садху, странствующего последователя тантризма - мистической традиции Индии.

На заднем плане видны многочисленные пещеры, в которых в прошлые времена обитали аскеты, предаваясь в них своей мистической практике. Виды окружающей природы завораживают своей красотой и величием.

Картина глубоко символична. Не только изображение лотоса в руках йогина является символом, но можно увидеть символику и в других образах и цветах. Например, подчеркнуто зеленый цвет воды может наводить на мысль об интерпретации водоема как символа «мира желаний» (зеленый цвет - символ жизни, а значит и желаний, как основного свойства живых людей), над которым пребывает йогин. Цветок лотоса в его руках, который также обычно растет, не касаясь воды, еще больше усиливает и подчеркивает данный смысл. Этот образ оказывается двойным: отшельник, сидящий в «позе лотоса», держит в руках цветок лотоса. Художник передает идею в удвоенной, «сконцентрированной» форме, особым образом заряжая свое произведение в смысловом и энергетическом плане. Также точно, используя художественный метод своего учителя А.И. Куинджи, он усиливает и цветовое решение картины.

Согласно словарю, лотос (санскр. падма) - «один из древнейших и ведущих символов как в индуизме, так и в джайнизме и в буддизме. Он является наиб. ранней и распространенной эмблемой солнца и творящей космич. силы, а также незапятнанной чистоты и духовного совершенства» [2].

Примечательно также, что лотос на картине располагается на уровне живота, где находится область «нижнего даньтяня» («киноварное поле» в даосизме) [3], и может символизировать раскрытие системы соответствующих чакр - в индийской традиции, или наполненность энергией области «нижнего даньтяня» - у китайцев. Все это призвано передать идею «внутренней алхимии» (санскр. расаяна, кит. нэйдань), техникой которой в совершенстве овладел подвижник-садху, изображенный на картине [4].

Также изображение цветка лотоса может быть связано с эзотерическим понятием Чаши, которое встречается в книгах Н.К. и Е.И. Рерихов:

«Чаша - один из высших центров сознания, т. н. «астральное сердце», хранилище опыта и знаний, приобретенных человеком во всех предыдущих воплощениях» [5].

Как мы видим, данная картина обращена к теме йоги как метода внутреннего самосовершенствования. В ней дается яркий и насыщенный образ человека, который занимается практикой духовного развития.

Талант и художественное мастерство художника преподносит данный сюжет особым образом. На первый план здесь выступает символика [6]. Кроме того, в картине соединилось смелое композиционное решение и необычный подбор цветовой гаммы.

Это произведение раскрывает еще одну грань культуры и традиций восточных стран, обращенность к которым была характерна для творчества Н.К. Рериха.

Можно сказать, что данная картина, как и многие другие произведения живописца, призвана показать силу и величие духа человека, а также красоту окружающей его природы.


Примечания:

1. Рерих Н.К. Знак эры / Н.К. Рерих; [сост. Н. Ковалева]. - М.: Эксмо, 2012. С. 510.
2. Альбедиль М. Ф. Падма (лотос) // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Под общ. ред. М. Ф. Альбедиль и А. М. Дубянского. - М.: Республика, 1996. С. 319.

3. «В организме имеются три даньтяня (буквально - поле киновари, котёл, треножник, в котором происходят энергетические процессы) - центры энергии ци в нижней части живота, районе сердца и голове» (Википедия, статья «Внутренняя алхимия» (дата обращения: 10.05.2021)).

4. «Вполне очевидно, что «киноварные поля» являются даосским аналогом чакр (санскр. чакра - «колесо») индийской йоги, причем теория «киноварных полей» вполне автохтонна, что указывает на достаточно широкую распространенность ощущения присутствия «тонких» центров и их психотехнического использования» (Торчинов Е. Путь запредельного: Религии мира. Психотехника и трансперсональные состояния / Евгений Торчинов. - М. : Группа Компаний «РИПОЛ классик» / «Пальмира», 2020. С. 226).

5. Рерих Е.И. Три ключа / Е.И. Рерих. - М. : Эксмо, 2011. С. 494.

6. «Еще одна важнейшая черта живописного наследия Рериха - глубокий символизм его картин. О скрытом символизме его полотен и глубочайших философских идеях, отраженных в них, давно уже говорят многие искусствоведы мира. Не случайно полотна Рериха называют «картинами-идеограммами»» (Анна Марианис. Николай Рерих. Сокровенное в жизни и творчестве. / Новый мир: [сайт]. URL: http://nowimir.ru/DATA/060028_2.htm (дата обращения: 10.05.2021)).

Вернуться назад