Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/seobo551/data/www/dimasan.ru/engine/modules/show.full.php on line 350 DataLife Engine > Версия для печати > Женщина не от мира сего
Главная > проза, проза/очерки > Женщина не от мира сего

Женщина не от мира сего


14 сентября 2021. Разместил: dima
Елена Блаватская когда-то писала: «Женщина находит свое счастье в приобретении сверхъестественных сил. А любовь является только дурным сном, бредом» [1].

По мнению А.Н. Сенкевича, Елена Блаватская была подвержена редкому нервному расстройству, которое в медицине получило название «эпилептическая аура». Для людей, у которых имеется такая болезнь, бывают характерны галлюцинации, которые человек переживает, погружаясь в состояние транса [2].

Этот автор описывает многочисленные случаи «видений», которые являлись Блаватской как в детском возрасте, так и в более позднее время ее жизни. Это было, например, переживание общения с эльфами в лесу, расположенном неподалеку от усадьбы, где она жила со своей семьей, или «видение маленького горбуна», с которым она в детстве часто общалась. Были это и случаи таинственного вмешательства в ее жизнь Хранителя, который представлялся ей в образе индийского принца. Однажды Хранитель даже спас ее от гибели, когда она, будучи в юном возрасте, мчалась на лошади и упала, запутавшись ногой в стременах [3]. Наверное, не все из этих видений можно объяснить простыми галлюцинациями, вполне возможно, что в некоторых случаях она действительно имела контакт с миром сверхъестественного.

Елена Блаватская видела смысл своей жизни в обращении к «миру идей», лежащему за пределами повседневной жизни. Ее тяготил быт, он вызывал в ней ощущение скуки. Она была человеком «не от мира сего», что в полной мере проявилось в ее литературном творчестве.

Женщина не от мира сего

Не обошлось в последнем случае и без мистики. Например, психоаналитик и исследователь паранормальных явлений Нандор Фодор считал, что ее знаменитая «Тайная доктрина» была написана в аномальном состоянии сознания автора (in a supernormal condition) [4]. По словам самой ЕПБ, она получала информацию, которую использовала в своих сочинениях, от Махатм.

В художественной литературе можно также встретить упоминание имени Елены Блаватской. Так польский писатель Владислав Реймонт в своем мистическом романе «Вампир» описывает следующий диалог, произошедший между героями его произведения:

« – А вы читали «Изиду без покрывала»? – неожиданно спросил мистер Смит.

– Читал, вернее, Джо говорил мне о ней, и я пришел к убеждению, что Блаватская не более как обыкновеннейшая, даже вульгарная шарлатанка, а ее книжка представляет собой смесь бреда и сознательной лжи, рассчитанной на доверчивость наивных людей.

– Величайшая женщина, какую только имел человеческий род, первая святая нашей церкви, а вы о ней говорите как об уличной шарлатанке! – простонал Смит.

– Прошу извинения. Такое впечатление вынес я из рассказа о ней.

– Я ручаюсь, что и вы бы обожали ее, как и мы все. Она несколько дней тому назад приехала в Лондон. Завтра придет в ложу вместе с полковником Олкоттом. Я охотно введу вас, сеанс будет необыкновенный, будут дары, присланные из Тибета самим далай-ламой. Блаватская – величайший медиум в мире!

– Благодарю вас, с меня уже довольно чудес.

– Господи, какое кощунство!

– И зачем мне видеть чудо, если я не знаю, что оно мне может объяснить?

– Да, вы очень «не знаете», очень! Простите, оставим этот вопрос. Мне надо идти, но, может быть, вы будете любезны передать Джо, что она желает видеть его возможно скорее» [5].

В приведенном отрывке из книги В. Реймонта также подчеркивается необычный мистический дар Блаватской.

Пройдя непростой путь от увлечения модным в ее эпоху спиритизмом до создания Теософского общества, Блаватская сумела избавиться от определенных иллюзий в отношении так называемых «спиритических феноменов». Например, она поняла, что не всегда за ними стоят духи умерших, но чаще всего ими управляют те, кого она называла «элементалами», то есть энергетическими оболочками мертвых тел, блуждающими в околоземной атмосфере. Однако она не изменила своему сверхъестественному оккультному дару и в списке целей ТО так обозначила третью цель последнего: «Исследовать необъясненные законы природы и скрытые силы человека» [6]. Только теперь она учила осторожности в овладении сверхъестественными силами.

По поводу различных психических феноменов, которые умела производить Е.П. Блаватская, существуют самые противоречивые мнения. Встречаются свидетельства, которые полностью ставят их под сомнение. В то же время, некоторые авторы не исключают их подлинности, например, графиня Констанция Вахтмейстер, рассказы которой заслуживают доверия, так как написаны человеком искренним и порядочным [7]. Если даже некоторые трюки и имели место в случае подобного рода оккультных демонстраций, то все же были и такие явления, которые не находят рационального объяснения и не вписываются в рамки привычных представлений о реальности.

Перу Елены Блаватской принадлежат не только философские сочинения, такие как «Разоблаченная Изида» и «Тайная доктрина», но и художественные записки путешественницы – здесь имеются в виду ее книги «Из пещер и дебрей Индостана» и «Загадочные племена на Голубых горах». В них, помимо интереса к культуре и традициям других народов, тоже нашел отражение интерес их автора ко всему необычному и экзотическому, сверхъестественному.

Интерес к философии и мистицизму был для Е.П. Блаватской первостепенным. Она отдавалась ему со всей страстностью своей души, подчас пренебрегая внешней стороной жизни, в которой ей не очень-то везло. Но, вполне возможно, что если бы она посвятила себя обычной жизни, то мир не узнал бы о ней как о писательнице, и не увидел бы ее замечательных произведений.

Е.Ф. Писарева в своей книге дает такую характеристику Е.П. Блаватской:

«Ее необыкновенная психическая организация, проявлявшая такие силы, которые у огромного большинства людей находятся еще в скрытом состоянии, – настолько опередила тип современного интеллигентного человека, что разгадать ее вполне и безошибочно определить ее свойства будет в состоянии лишь психология будущего» [8].

Творчество Елены Блаватской не перестает удивлять и находит себе все новых поклонников. Оно неизменно притягивает к себе всех тех, кому тесно в узких рамках материализма, и кто стремится к изучению непознанного.

Литература

1. Сенкевич А. Н. Блаватская. – М.: Молодая гвардия, 2018. С. 136.
2. Там же. С. 70.
3. Там же. С. 84.
4. Википедия, статья «Блаватская, Елена Петровна» (дата обращения: 08.09.2021).
5. Владислав Реймонт. Вампир. / ЛитМир – Электронная библиотека: [сайт]. URL: https://www.litmir.me/br/?b=178424&p=15 (дата обращения: 08.09.2021).
6. Блаватская Е. П. Тайная доктрина. Изд-во «Парабола» / Викитека: [сайт]. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Сведения_о_Теософическом_обществе (дата обращения: 08.09.2021).
7. Сенкевич А. Н. Блаватская. – М.: Молодая гвардия, 2018. С. 446-466.
8. Писарева Е. Ф. Елена Петровна Блаватская. Биографический очерк. – М.: Амрита-Русь, 2019. С. 9-10.

Вернуться назад