Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/seobo551/data/www/dimasan.ru/engine/modules/show.full.php on line 350 DataLife Engine > Версия для печати > Светлана Контур. Интервью для информационного агентства "Новый город"
Главная > Светлана Контур, мои друзья > Светлана Контур. Интервью для информационного агентства "Новый город"

Светлана Контур. Интервью для информационного агентства "Новый город"


4 августа 2018. Разместил: dima
Контур Света


Тагильский подносный промысел зародился более 250 лет назад. По сей день он является визитной карточкой города. В советские времена подносы выпускались большими партиями. Они украшали едва ли не каждую квартиру. А уж если горожане отправлялись в гости в другие города и страны, на вопрос, что подарить хозяевам, единогласно решали:
- Наш поднос!
В 90-е годы промысел переживал кризис. Закрывались мастерские и спецпредприятия… Но тагильская роспись продолжает жить во многом благодаря талантливым мастерам.

Осенний пэчворк


Светлана Контур называет себя свободным художником. К этому статусу шла долго и упорно.
- Я люблю работать по вдохновению! – рассказывает она. – На предприятиях важно количество: больше сделаешь – больше получишь! А я жду идею. Конечно, могу расписать по просьбе: хотите цветок – пожалуйста, рябину – легко. Но когда ты вынашиваешь свою композицию несколько месяцев, продумываешь какие-то детали, проникаешься работой, ты получаешь от этого незабываемые ощущения.

Светлана достает несколько своих любимых подносов. У каждого своя история, свое цветовое решение, своя жизнь, рассказывать о которой художница может часами.
- Взять хотя бы «Осенний пэчворк» (показывает)! Получилась очень теплая работа. Как будто сидишь у бабушки в гостях, пьешь горячий чай, закутавшись в одеяло из заплаточек, а на подоконнике полыхают сухие цветы физалиса…
Я два месяца продумывала композицию, особенно ее цветовое решение. Долго изучала пэчворк (лоскутное шитье. – Прим.Авт.), а потом сказала себе: «Пора делать!»
Когда работаешь над сюжетом – в голове сидит одно, но в итоге все равно получается немного по-другому. В нашем искусстве столько граней. Один поднос – миллионы вариантов. Самое главное – вовремя остановиться! Порой пишешь-пишешь: хочется здесь добавить стеркозочку, тут мошечку подрисовать, но во всем должна быть гармония – ничего лишнего.
В «Осеннем пэчворке» я изобразила физалисы. Раньше их никто не рисовал двойным мазком в подносной росписи. Я стала первооткрывателем! Мы всегда ищем цветы, которые не делали другие художники. Вот и я долго размышляла: «Чтобы такое нарисовать?..» И пришел в голову физалис! Проштудировала весь интернет – увидела, как может выглядеть цветочек физалиса, когда рассыпаются его грани, а внутри остается сухая ягодка. Сейчас знакомые смотрят на поднос:
- Света, это что?
- Физалис!
- Не бывает такого физалиса!
- Бывает! Я то знаю!

Вот они какие – краски масляные


Светлана считает, что в подносную роспись ее привела судьба, с самого детства посылавшая ей знаки. Начать хотя бы с удивительного сочетания фамилии и имени…
- Меня постоянно спрашивают: «У вас псевдоним?» На самом деле нет! Это моя настоящая фамилия! Причем, я раньше не замечала в ней ничего особенного. Однажды мой друг меня спросил:
- Контур Света или Света Контур?
- В чем прикол? – не поняла я.
- Подумай!
Только потом до меня дошло. Господи! Столько лет жила и не обращала внимания. Выставку свою так и назвала «Мой контур света…»

Художница родилась в Белоруссии. Когда ей было три года, семья переехала в Нижний Тагил.
- Мне кажется, это тоже было неслучайно! – улыбается она.
Свой первый рисунок нарисовала в младшей детсадовской группе. Это была Жар-птица с коробки конфет «Птичье молоко».
- Помню, она меня просто поразила! Кажется такая простая, а ты попробуй, нарисуй! Это работа до сих пор хранится у меня в альбоме. Мне кажется, для столь юного возраста, она сделана довольно неплохо.
С тех пор Светлана буквально заболела рисованием. Терзала маму, чтобы та раздобыла ей золотую и серебряную акварельные краски, очень хотелось смешивать разные цвета, фантазировать, экспериментировать…
- Стремление стать художником, наверное, зародилось уже тогда. Смешной случай произошел со мной в школьные годы. Я узнала, что существуют масляные краски, где-то раздобыла несколько тюбиков. Почему-то решила, что ими нужно рисовать на масле. Заглянула в холодильник. Смотрю – пачка сливочного. Поразмыслила: «Что-то жалко его использовать, мы его лучше съедим!» При этом, про растительное я даже не подумала. Решила открыть маргарин.
Встала на табуретку и давай с серьезным видом брать кистью маргарин, смешивать его с красками и рисовать… Намучилась страшно, но работу сделала!
Светлана прикрывает руками лицо. Смеется.

Эге-гей, я счастлива!


Сколько себя помнит, все время хотела рисовать. Мечтала о художественной школе, но учителя посоветовали заниматься гимнастикой. Девочка послушалась. Кувыркалась, садилась на шпагат, переворачивалась на брусьях… Только вот спортсменки из Светлана все равно не получилось. По ряду причин с гимнастикой пришлось завязать. Оставалось одно – рисовать.

После окончания школы, когда как раз раздумывала, куда поступить, наткнулась на объявление – в училище 49 набирают художников по росписи подносов.
- Подала документы. Меня взяли! Я была в шоке, ведь художественной школы за плечами у меня не было! В 70-80 годы рынок был перенасыщен подносами. Они были в каждом магазине. Такие красивые! Я всегда ими любовалась, думала: «Ну, как так можно нарисовать?!»

При СПТУ был создан кооператив «Исток-1», где работали такие тагильские мастера, как Татьяна Шарф, Лариса Харламова, Елена Отмахова, Нина Васильева, Марина Филиппова. Они состояли в художественном совете. Молоденькие первокурсницы приходили к ним и показывали свои подносы.
- Это величайшие мастера! Помню, как я бегала к ним с листочками, просила: «Нарисуйте мне ягодку, розочку, листик…» А вообще нашими непосредственными педагогами были Людмила Овчинникова и Людмила Алиментьевна. Они учили смешивать краски и наносить мазки…
А мы, счастливые студенты, сидели до позднего вечера – чумазые, в халатах… Расписывали! Иной раз настолько заработаешься, что прямо в этом разноцветном халате соберешься домой. На улице, конечно, спохватишься и бегом обратно в мастерскую – переодеваться…

В 90-е годы многие кооперативы закрывались, и в первую очередь те, что были связаны с художественной деятельностью. Люди заботились о том, как купить кусок хлеба, стало не до подносов. Светлана перешла работать в мастерскую при Коксохиме под руководством художника Анатолия Коробейщикова.

- Анатолий Петрович сказал: «Забудьте все, чему вас учили! Экспериментируем!» Начал ломать наши стереотипы. Глаза полезли на лоб! Мы рисовали… Обсуждали… В помещении стоял проигрыватель – работали под музыку. Счастливое было время...

В 1997 году предприятие закрылось, и художница переехала в Екатеринбург. Домой вернулась лишь в 2011 году.
- Меня сразу же пригласили на выставку. Нарисовала маленький поднос, скромный такой… И получила за него диплом первой степени. Поняла – все! Я навсегда возвращаюсь в роспись.

Светлана остановилась. Немного задумалась. А потом вновь рассмеялась.
- В моей жизни было много интересного! Наберется на многотомник! Я как муравей, который бежит по дорожке, высыпанной из сахара. Все съел – вернулся обратно и кричит: «Эге-гей! Я счастлив!»

Росписи быть!


Тагильская роспись очень многообразна. Существует несколько направлений, каждый художник может уйти в свое: цветочно-ягодное, трафаретное, многослойная живопись.
- Интерес к нашему промыслу, слава Богу, есть! – поясняет художница. – Молодежь обучается. Появилось все больше выставок… Вообще, роспись всегда развивалась волнообразно: интерес появится – спадет, мастерские откроются – закроются...
Подносный промысел поддерживали всегда. Есть мастера - приверженцы традиций. Они-то точно никогда не бросят свое дело. А сейчас наше ремесло перешло на другой уровень. Появились новые формы. Изделия из дерева, фанеры, магниты, шкатулки… Это востребовано! Наши мастера идут в ногу со временем… Сохраняют традиции и приумножают их!

В Париж!


- У меня в планах организовать необычную выставку. Хочется к каждой работе подобрать музыку, или историю… Ведь каждая роспись – это не просто так.
Светлана снова берет в руки один из своих подносов. На нем что-то зеленое, нежное... Вместе разглядываем работу.
- Называется «Пробуждение». Это начало весны. Оттенки теплые, листочки яркие…Солнце-то уже греет, но в то же время, ночи еще стоят холодные. Вот и я добавила холодка…
Очень хочется сделать какую-то инсталляцию, чтобы усилить зрительское восприятие.
Как-то я проводила персональную выставку. Позвала на нее скрипачку. Было так здорово! Все были в шоке. Говорили: «Светка, ну ты нас прямо от зимнего сна пробудила!»

О тагильском подносном промысле Светлана мечтает поведать всем. Создала группу «ВКонтакте» «Тагильская роза», где знакомит горожан с мастерами и их работами.

- А еще у меня есть мечта. Не знаю, стоит ли говорить…
Задумалась…
- Ну, да ладно – скажу! В Париже открылся Дом русской культуры, я очень хочу провести там мастер-класс по тагильской росписи, чтобы народ знал, какая она замечательная, какие у нее возможности!

* * *

Светлана Контур не раз принимала участие в городских и межрегиональных выставках и конкурсах, где занимала призовые места. Останавливаться на достигнутом художница не собирается.
- Хочется творить, проказничать, шалить! Придумывать что-то новое!

Оксана Исупова

30.03.2018

Источник: Информационное агентство Новый город

Вернуться назад