Разделы | Дмитрий Саночкин - Авторский сайт » Светлана Контур » Светлана Контур. Интервью для информационного агентства "Новый город"Светлана Контур. Интервью для информационного агентства "Новый город"Контур Света Тагильский подносный промысел зародился более 250 лет назад. По сей день он является визитной карточкой города. В советские времена подносы выпускались большими партиями. Они украшали едва ли не каждую квартиру. А уж если горожане отправлялись в гости в другие города и страны, на вопрос, что подарить хозяевам, единогласно решали: - Наш поднос! В 90-е годы промысел переживал кризис. Закрывались мастерские и спецпредприятия… Но тагильская роспись продолжает жить во многом благодаря талантливым мастерам. Осенний пэчворк Светлана Контур называет себя свободным художником. К этому статусу шла долго и упорно. - Я люблю работать по вдохновению! – рассказывает она. – На предприятиях важно количество: больше сделаешь – больше получишь! А я жду идею. Конечно, могу расписать по просьбе: хотите цветок – пожалуйста, рябину – легко. Но когда ты вынашиваешь свою композицию несколько месяцев, продумываешь какие-то детали, проникаешься работой, ты получаешь от этого незабываемые ощущения. Светлана достает несколько своих любимых подносов. У каждого своя история, свое цветовое решение, своя жизнь, рассказывать о которой художница может часами. - Взять хотя бы «Осенний пэчворк» (показывает)! Получилась очень теплая работа. Как будто сидишь у бабушки в гостях, пьешь горячий чай, закутавшись в одеяло из заплаточек, а на подоконнике полыхают сухие цветы физалиса… Я два месяца продумывала композицию, особенно ее цветовое решение. Долго изучала пэчворк (лоскутное шитье. – Прим.Авт.), а потом сказала себе: «Пора делать!» Когда работаешь над сюжетом – в голове сидит одно, но в итоге все равно получается немного по-другому. В нашем искусстве столько граней. Один поднос – миллионы вариантов. Самое главное – вовремя остановиться! Порой пишешь-пишешь: хочется здесь добавить стеркозочку, тут мошечку подрисовать, но во всем должна быть гармония – ничего лишнего. В «Осеннем пэчворке» я изобразила физалисы. Раньше их никто не рисовал двойным мазком в подносной росписи. Я стала первооткрывателем! Мы всегда ищем цветы, которые не делали другие художники. Вот и я долго размышляла: «Чтобы такое нарисовать?..» И пришел в голову физалис! Проштудировала весь интернет – увидела, как может выглядеть цветочек физалиса, когда рассыпаются его грани, а внутри остается сухая ягодка. Сейчас знакомые смотрят на поднос: - Света, это что? - Физалис! - Не бывает такого физалиса! - Бывает! Я то знаю! Вот они какие – краски масляные Светлана считает, что в подносную роспись ее привела судьба, с самого детства посылавшая ей знаки. Начать хотя бы с удивительного сочетания фамилии и имени… - Меня постоянно спрашивают: «У вас псевдоним?» На самом деле нет! Это моя настоящая фамилия! Причем, я раньше не замечала в ней ничего особенного. Однажды мой друг меня спросил: - Контур Света или Света Контур? - В чем прикол? – не поняла я. - Подумай! Только потом до меня дошло. Господи! Столько лет жила и не обращала внимания. Выставку свою так и назвала «Мой контур света…» Художница родилась в Белоруссии. Когда ей было три года, семья переехала в Нижний Тагил. - Мне кажется, это тоже было неслучайно! – улыбается она. Свой первый рисунок нарисовала в младшей детсадовской группе. Это была Жар-птица с коробки конфет «Птичье молоко». - Помню, она меня просто поразила! Кажется такая простая, а ты попробуй, нарисуй! Это работа до сих пор хранится у меня в альбоме. Мне кажется, для столь юного возраста, она сделана довольно неплохо. С тех пор Светлана буквально заболела рисованием. Терзала маму, чтобы та раздобыла ей золотую и серебряную акварельные краски, очень хотелось смешивать разные цвета, фантазировать, экспериментировать… - Стремление стать художником, наверное, зародилось уже тогда. Смешной случай произошел со мной в школьные годы. Я узнала, что существуют масляные краски, где-то раздобыла несколько тюбиков. Почему-то решила, что ими нужно рисовать на масле. Заглянула в холодильник. Смотрю – пачка сливочного. Поразмыслила: «Что-то жалко его использовать, мы его лучше съедим!» При этом, про растительное я даже не подумала. Решила открыть маргарин. Встала на табуретку и давай с серьезным видом брать кистью маргарин, смешивать его с красками и рисовать… Намучилась страшно, но работу сделала! Светлана прикрывает руками лицо. Смеется. Эге-гей, я счастлива! Сколько себя помнит, все время хотела рисовать. Мечтала о художественной школе, но учителя посоветовали заниматься гимнастикой. Девочка послушалась. Кувыркалась, садилась на шпагат, переворачивалась на брусьях… Только вот спортсменки из Светлана все равно не получилось. По ряду причин с гимнастикой пришлось завязать. Оставалось одно – рисовать. После окончания школы, когда как раз раздумывала, куда поступить, наткнулась на объявление – в училище 49 набирают художников по росписи подносов. - Подала документы. Меня взяли! Я была в шоке, ведь художественной школы за плечами у меня не было! В 70-80 годы рынок был перенасыщен подносами. Они были в каждом магазине. Такие красивые! Я всегда ими любовалась, думала: «Ну, как так можно нарисовать?!» При СПТУ был создан кооператив «Исток-1», где работали такие тагильские мастера, как Татьяна Шарф, Лариса Харламова, Елена Отмахова, Нина Васильева, Марина Филиппова. Они состояли в художественном совете. Молоденькие первокурсницы приходили к ним и показывали свои подносы. - Это величайшие мастера! Помню, как я бегала к ним с листочками, просила: «Нарисуйте мне ягодку, розочку, листик…» А вообще нашими непосредственными педагогами были Людмила Овчинникова и Людмила Алиментьевна. Они учили смешивать краски и наносить мазки… А мы, счастливые студенты, сидели до позднего вечера – чумазые, в халатах… Расписывали! Иной раз настолько заработаешься, что прямо в этом разноцветном халате соберешься домой. На улице, конечно, спохватишься и бегом обратно в мастерскую – переодеваться… В 90-е годы многие кооперативы закрывались, и в первую очередь те, что были связаны с художественной деятельностью. Люди заботились о том, как купить кусок хлеба, стало не до подносов. Светлана перешла работать в мастерскую при Коксохиме под руководством художника Анатолия Коробейщикова. - Анатолий Петрович сказал: «Забудьте все, чему вас учили! Экспериментируем!» Начал ломать наши стереотипы. Глаза полезли на лоб! Мы рисовали… Обсуждали… В помещении стоял проигрыватель – работали под музыку. Счастливое было время... В 1997 году предприятие закрылось, и художница переехала в Екатеринбург. Домой вернулась лишь в 2011 году. - Меня сразу же пригласили на выставку. Нарисовала маленький поднос, скромный такой… И получила за него диплом первой степени. Поняла – все! Я навсегда возвращаюсь в роспись. Светлана остановилась. Немного задумалась. А потом вновь рассмеялась. - В моей жизни было много интересного! Наберется на многотомник! Я как муравей, который бежит по дорожке, высыпанной из сахара. Все съел – вернулся обратно и кричит: «Эге-гей! Я счастлив!» Росписи быть! Тагильская роспись очень многообразна. Существует несколько направлений, каждый художник может уйти в свое: цветочно-ягодное, трафаретное, многослойная живопись. - Интерес к нашему промыслу, слава Богу, есть! – поясняет художница. – Молодежь обучается. Появилось все больше выставок… Вообще, роспись всегда развивалась волнообразно: интерес появится – спадет, мастерские откроются – закроются... Подносный промысел поддерживали всегда. Есть мастера - приверженцы традиций. Они-то точно никогда не бросят свое дело. А сейчас наше ремесло перешло на другой уровень. Появились новые формы. Изделия из дерева, фанеры, магниты, шкатулки… Это востребовано! Наши мастера идут в ногу со временем… Сохраняют традиции и приумножают их! В Париж! - У меня в планах организовать необычную выставку. Хочется к каждой работе подобрать музыку, или историю… Ведь каждая роспись – это не просто так. Светлана снова берет в руки один из своих подносов. На нем что-то зеленое, нежное... Вместе разглядываем работу. - Называется «Пробуждение». Это начало весны. Оттенки теплые, листочки яркие…Солнце-то уже греет, но в то же время, ночи еще стоят холодные. Вот и я добавила холодка… Очень хочется сделать какую-то инсталляцию, чтобы усилить зрительское восприятие. Как-то я проводила персональную выставку. Позвала на нее скрипачку. Было так здорово! Все были в шоке. Говорили: «Светка, ну ты нас прямо от зимнего сна пробудила!» О тагильском подносном промысле Светлана мечтает поведать всем. Создала группу «ВКонтакте» «Тагильская роза», где знакомит горожан с мастерами и их работами. - А еще у меня есть мечта. Не знаю, стоит ли говорить… Задумалась… - Ну, да ладно – скажу! В Париже открылся Дом русской культуры, я очень хочу провести там мастер-класс по тагильской росписи, чтобы народ знал, какая она замечательная, какие у нее возможности! * * * Светлана Контур не раз принимала участие в городских и межрегиональных выставках и конкурсах, где занимала призовые места. Останавливаться на достигнутом художница не собирается. - Хочется творить, проказничать, шалить! Придумывать что-то новое! Оксана Исупова 30.03.2018 Источник: Информационное агентство Новый город
Информация
|
Вход на сайт Регистрация Лучшие новости Облако тегов Наш опрос Немного рекламы Календарь Архив новостей |