cup Разделы Дмитрий Саночкин - Авторский сайт » Светлана Контур » Светлана Контур. Традиции и новаторство в «контуре света»

Светлана Контур. Традиции и новаторство в «контуре света»

В музее быта и ремесел последние дни работает выставка «Мой контур света», на которой представлены произведения мастера уральской лаковой росписи по металлу Светланы Юрьевны Контур.

Рисовать Светлана любила с раннего детства. Когда родители уходили вечером в кино, то оставляли дочери карандаши, и она, самозабвенно забывая обо всем, погружалась в дивный мир своих фантазий. До сих пор она помнит свой первый «шедевр», который был сделан в дошкольные годы. Это рисунок по мотивам сказки «Аленький цветочек». Увы, этот рисунок не сохранился, но остались детские воспоминания о том, что чудеса сбываются, и, если что-то задумал, то это обязательно исполнится… По сей день дома у Светланы Юрьевны хранится альбом с детскими рисунками с оптимистичным названием «Солнышко».

В 1974 году после направления отца Светланы на работу в Нижний Тагил семья отправилась из города Орши Витебской области на Урал. Каменный пояс принял их не слишком ласково: на первых порах пришлось снимать комнату в ветхом и холодном двухэтажном деревянном доме на Вые. Через год им дали собственную однокомнатную квартиру. Этот счастливый момент Светлана Юрьевна помнит до сих пор. Родители видели, что дочка любит рисовать. Но, чтобы укрепить здоровье, было решено отдать ее в секцию спортивной гимнастики. Прыгать на брусья она не боялась нисколько. Растяжка сохранилась до сих пор, а вместе с ней – тяга к активному движению, стремление преодолевать трудности и никогда не сдаваться. После окончания школы № 50 Светлана задумалась над дальнейшим образованием. Хотелось чего-то творческого, необычного, интересного… Случайно увиденное в местной газете объявление определило судьбу будущей мастерицы. «Для поступления в высшие художественные учреждения требовалось сдать экзамены по живописи и рисунку, чего я не умела. Увидев объявление о наборе в СПТУ № 49 на специальность «художник по декоративной росписи подносов», я удивилась, что сложные предметы сдавать не нужно! Я была очень рада и в итоге поступила», – вспоминает она. Учиться было сложно, но очень интересно. Уральскую лаковую роспись по металлу молодой художнице преподавали Людмила Викторовна Овчинникова и Людмила Юрьевна Алиментьева.

Важным этапом трёхгодичного курса обучения в училище была производственная практика, которая проходила в учебно-производственной фирме «Исток-1», открытой при учебных мастерских. Фирма была своего рода альтернативой профильному предприятию – заводу «Эмальпосуда», подразделением которого являлся цех художественной росписи подносов. В фирме «Исток-1» работали такие мастера уральской лаковой росписи по металлу, как Татьяна Шарф, Лариса Харламова, Елена Отмахова, Нина Васильева, Марина Филиппова… Это давало возможность Светлане и другим студентам перенимать творческий опыт у признанных мэтров лакового искусства Тагила. По словам Светланы Юрьевны, ей повезло, что при училище были мастерские. Она часто бегала смотреть, как мастера легко пишут свой поднос, и просила их нарисовать ей для примера какой-либо элемент на кусочке бумаги – малинку, клубничку, привязку… А потом разглядывала, запоминала, как что пишется, копировала. В 1992 году, уже на третьем курсе училища, Светлане Юрьевне доверили проведение производственной практики у студентов-первокурсников. После окончания учебы Светлана осталась работать в фирме «Исток-1», где у нее завязалось тесное творческое общение с Ларисой Харламовой, которую Светлана Юрьевна до сих пор высоко ценит как «мастера подсказок», художника, способного обратить внимание на, казалось бы, незначительный нюанс в росписи и подсказать, как его сделать более эстетически совершенным и эффектным.

В 1993 году Светлана Юрьевна перешла работать в мастерскую при Ремонтно-механическом заводе к Анатолию Петровичу Коробейщикову – энтузиасту своего дела и большому любителю творческих экспериментов. Он сумел собрать талантливый коллектив художников. Анатолий Петрович то и дело ставил интересные задачи пред мастерами: предлагал «поиграть» в традиционном букете «цветом и светом» или затемнить одну часть букета, а другую сделать освещенной, а иногда нужно было полностью поменять традиционную композицию. Молодые мастера с легкостью брались за всё новое, при этом оставаясь в рамках традиций тагильского расписного подноса. В те годы определилась одна из ключевых черт произведений Светланы Контур – сочетание традиций с новаторством и экспериментом. Творческие эксперименты, проводимые в мастерской, помогли ей осознать, что она может работать и с цветом, и с композицией, а также заниматься декорированием подносов с применением разнообразных орнаментов и фигурных трафаретов. Появилась своя, эмоциональная, удивительно необычная и легко узнаваемая система оригинальных творческих приёмов и цветовых решений, которая в процессе работы постоянно совершенствовалась. По словам мастерицы, важным стимулом для творческого вдохновения в этот период были увлечения спелеологией и туризмом.

В кризисный 1997 год Светлана Юрьевна в числе других мастеров была сокращена с предприятия и переехала в Екатеринбург, решив применить свои знания и способности в других сферах деятельности. Она прошла длинный путь, чтобы понять, что роспись – это ее единственное любимое занятие, и что нужно бросить все и вернуться туда, где хорошо душе, несмотря ни на что. Тем более что даже в самые трудные времена она бралась за кисть и никогда не утрачивала связь с тагильским подносным промыслом.

На сегодняшний день Светлана Юрьевна Контур – известный в уральской лаковой росписи мастер, участница выставок различного уровня, талантливый популяризатор тагильского подносного промысла. В 2011-2012 гг. она участвовала в организации и работе клуба рукоделия «Рукавичка» под руководством Екатерины Сеславиной, где проводила мастер-классы по тагильской росписи для желающих любых возрастов. Созданная Светланой Контур в сети Интернет группа по росписи подносов «Тагильская роза» освещает события из жизни подносного промысла и на данный момент насчитывает более пятисот участников.

В 2013 году при моральной поддержке родных и друзей Светлана Юрьевна приняла смелое решение и стала свободным художником. Ведущее направление в ее творчества – цветочная роспись. Изображение «тагильской розы» – вымышленного цветка, рождающегося в воображении автора, в работах мастерицы приобретает подчёркнуто индивидуальный характер. Это в полной мере касается эстетики росписи, соединяющей в себя цветочные композиции, выполненные традиционным двуцветным мазком, с причудливыми стилизованными элементами росписей и орнаментов, встречающихся в древних культурных традициях зарубежных стран. Довольно часто Светлана Юрьевна, создавая художественный образ, обрамляет роспись стилизованным изображением шкур экзотических животных, морских камешков или раковин моллюсков, а иногда оживляет зеркало подноса условным фоном, имитирующим карамель или печенье.

Художественная выразительность образной системы творчества Светланы Контур достигается во многом благодаря своеобразию ее творческих поисков. Создавая цветочные композиции, она использует необычные для тагильской росписи цветовые переходы. Чаще всего художница работает в монохромном колорите, соединяя элементы росписи и декора подноса сближенными цветовыми оттенками. Важной особенностью ее авторского почерка является использование белил для создания оптического ощущения внутреннего свечения букета. Вместе с тем удивительная аккуратность, чистота красочного мазка, кропотливая тончайшая прорисовка каждой детали цветочной композиции делают их почти воздушными, создающими особое ощущение нерукотворности и многоплановости художественного образа. В своих работах мастер активно использует традиционный приём копчения. Круг творческих интересов Светланы Юрьевны воистину безграничен. Её роспись можно увидеть не только на подносах, но и на деревянных шкатулках и игрушках, стеклянных и керамических блюдах и прочих предметах домашней утвари.

Яркий и удивительно разнообразный творческий мир Светланы Контур полон экспрессии и чувственности, он очаровывает своей искренностью, простотой и сердечностью. Душевный свет, который несёт в себе творчество мастера, не только живёт в волшебном мире тагильского подноса, но и лучезарным контуром очерчивает наше собственное восприятие прекрасного, открывая для людей новые эмоции и переживания.


И. Шаповалова,
главный хранитель Старооскольского художественного музея, мастер уральской лаковой росписи по металлу;

А. Васенёв, научный сотрудник этнографического комплекса музея-заповедника «Горнозаводской Урал»

Источник: Газета "Тагильский вариант", июнь 2016 г.
  • Категория: Светлана Контур, мои друзья. Теги: искусство, тагильский поднос. Добавил: dima (9 февраля 2018).
    cup Другие новости из категории Светлана Контур, мои друзья :
    Информация
    cup Вход на сайт    cup Регистрация cup Лучшие новости cup Облако тегов cup Наш опрос cup Немного рекламы cup Календарь cup Архив новостей

    Авторский сайт Дмитрия Саночкина. Copyright © 2009-2024 All rights reserved.