Разделы | Дмитрий Саночкин - Авторский сайт » Светлана Контур » Светлана Контур. Чудеса цветов и цвета (статья в журнале Культура Урала)Светлана Контур. Чудеса цветов и цвета (статья в журнале Культура Урала)В зимние дни в Нижнетагильском музее изобразительных искусств расцвели яркими красками цветочные поляны и сады, распустили многоцветное оперение жар-птицы, засияли радужными переливами морские глубины и засверкали серебристым светом лунные дорожки... Все эти чудеса можно увидеть на выставке «Вселенная света», где экспонируются авторские работы двух известных тагильских мастериц росписи подносов — Светланы Контур и Евгении Новокшоновой. В первые в музее НТМИИ открылась совместная выставка этих мастеров, на которой представлено около 70 авторских произведений. Большую часть работ художницы подготовили специально к выставке, создав многообразные цветочно-ягодные композиции в традиционной технике махового письма. Контур и Новокшонову объединяют не только многолетняя дружба и род деятельности, но и активное стремление постоянно экспериментировать, создавая оригинальные и яркие произведения. Светлана и Евгения почти ровесницы, обе окончили нижнетагильское училище № 49 по специальности «художник декоративной росписи подносов». В 1990-е годы они вместе работали на участке росписи подносов Нижнетагильского металлургического комбината. Именно в то время подруги обратились к созданию сюжетных композиций, осваивая новую сложную технику многослойной живописи. Это был интересный и плодотворный период в их творчестве: художницы начали экспериментировать с цветом росписи и использовать разные окраски фона подносов. Впервые приступили к написанию «гибридов» — так между собой они шутливо стали называть подносы, в которых в одной композиции применялись два разных технических приема: маховое письмо и многослойная живопись. Евгения Новокшонова до сих пор продолжает создавать такие работы, к выставке «Вселенная света» она подготовила новые авторские композиции. Среди них «У пруда на рассвете», изображающая летний пейзажный мотив с небольшой деревянной скамьей возле пруда под раскидистыми кронами деревьев, на противоположном берегу — густая полоска леса, а над водой еще не рассеялся предрассветный туман… Наслаждаясь красотой пейзажа с дивным видом на пруд, зритель может почувствовать свежесть раннего утра и даже словно услышать птичьи голоса и плеск воды. Цветочная гирлянда из желто-красных роз и синих ромашек, обрамляющая пейзаж на первом плане, органично дополняет природный мотив, привнося в мечтательно-романтический образ яркие и радостные нотки. Умело соединяя в работе две техники — многослойную живопись в пейзаже и маховое письмо в цветах, автор создает целостное и гармоничное произведение. С 2010-х годов Евгения Новокшонова и Светлана Контур сотрудничают с нижнетагильским предприятием ЛИТА, с которым ежегодно участвуют в престижной всероссийской выставке «Ладья», проходящей в Москве. Отметим, что мастера ведут активную экспозиционную деятельность на городских, областных и международных выставках прикладного искусства. Евгения и Светлана стали одними из ярких участников выставочного музейного проекта «Тагильский поднос начала XXI века», проходившего в Нижнетагильском музее изобразительных искусств. Они неоднократно становились победителями конкурсных выставок этого проекта в номинации «За новаторство и творческий поиск». Несмотря на большой опыт в подносном промысле, художницы продолжают совершенствовать свое искусство. Три года назад Новокшонова стала студенткой Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна (факультет «Художественная роспись по металлу»). В 2014 году Евгения выиграла городской конкурс «Человек года» в номинации «За силу духа», в 2015 году получила приз зрительских симпатий в известном городском конкурсе имени Худояровых «Мастер года». Светлана Контур в 2016 году получила диплом победителя в номинации «Лучшая цветочная композиция» на областной выставке-конкурсе мастеров лаковой росписи «Демидовское наследие» (Екатеринбург, Центр традиционной народной культуры Среднего Урала). В том же году она была награждена дипломом I степени в номинации «Роспись подноса» на Уральской триеннале декоративного искусства. В последние годы Светлана успешно проводит мастер-классы по уральской росписи и даже создала и ведет в сети Интернет электронный каталог «Тагильская роза», популяризируя старинный уральский промысел. На выставке «Вселенная цвета» представлены разные направления тагильской лаковой росписи, в которых успешно работают Евгения Новокшонова и Светлана Контур, — это цветочная роспись, трафаретный орнамент и сюжетные композиции. К выставке мастера специально подготовили целый ряд авторских и оригинальных работ. Одни написаны в яркой и декоративной манере — таковы подносы «Полет души» Контур и «Влюбленный павлин» Новокшоновой. Другие — в изысканном колорите, построенном на сближенных оттенках холодных цветов, как, например, «Туманная тишь» и «Колокольчик серебристый» Контур. На выставке «Вселенная цвета» зритель погружается в атмосферу волшебного мира цветочных «мелодий» — спокойных и тихих «элегий», например, «Пробуждение» Контур, или звучных и подвижных «сонат», например, «Явись, Ярило» Новокшоновой. В экспозиции на отдельных стендах выделены работы художниц, написанные в разных колоритах, и здесь можно отметить творения Светланы Контур, которая в последние годы активно и плодотворно работает над созданием оригинальных колористических цветочных композиций. Она пишет и роскошные ярко-звучные мотивы — «Хамелеон», «Лесная полянка», «Осенний пэчворк», и произведения с тонкими и мягкими тональными переходами красок, необыкновенно красивыми и необычными по цветовой гамме, — «Красота сквозь дым», «Обнимающая нежность». Авторы выставки не только показали умение создавать удивительные по колориту композиции, но и продемонстрировали огромное разнообразие цветочных мотивов. Наряду с традиционными в тагильской росписи уральскими розанами зацвели на подносах удивительные редкие ирисы, рудбекии — «золотые шары», подснежники, герберы. Каждый раз, готовясь к выставкам, Евгения и Светлана придумывают новые сюжеты для своих работ, изобретают не только цветочные мотивы, но и колдуют над витиеватыми и причудливыми узорами орнамента, часто тонируя или «подсвечивая» его разными красками, — все это позволяет создавать разнообразные по замыслу и интересные по образу произведения. Таковы работы Светланы Контур «Краски Индии», «Цветочный вальс в ночи» и Евгении Новокшоновой «Японская церемония и «Затейливый». Воплощенные на зеркале подноса яркие, оригинальные образные решения захватывают зрителя и оставляют незабываемые впечатления от созданного мастерами красочного мира. Можно только с восхищением поражаться выдумке и фантазии замечательных тагильских мастеров. Лидия ХАЙДУКОВА Источник: Журнал «Культура Урала» № 2 (58) Февраль 2018 г. / http://www.muzkom.net/_download/kultural1802.pdf
Информация
|
Вход на сайт Регистрация Лучшие новости Облако тегов Наш опрос Немного рекламы Календарь Архив новостей |