Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/seobo551/data/www/dimasan.ru/engine/modules/show.full.php on line 350 DataLife Engine > Версия для печати > Дали и Вермеер
Главная > проза, проза/очерки > Дали и Вермеер

Дали и Вермеер


20 ноября 2020. Разместил: dima
Для тех, кто знаком с искусством Сальвадора Дали, не секрет, что этот художник питал особое уважение к творчеству двух художников прошлого - Веласкеса и Вермеера. Что-то он такое особенное в нем разглядел, что понятно только ему одному. Я решил посмотреть репродукции их картин. Веласкес, увы, не произвел на меня сильного впечатления, за исключением нескольких произведений, а вот Вермеер понравился.

У Дали я помню две картины, в которых использован образ Вермеера Делфтского. Первая из них носит название «Загадочные элементы в пейзаже» (1934).

Дали и Вермеер

Нетрудно было найти прототип этого изображения у самого Вермеера. Это картина «Аллегория живописи», которая датируется 1666 годом.

Дали и Вермеер

Вторая картина Дали, посвященная Вермееру, из тех, что мне известны, носит название «Привидение Вермера Делфтского, которое может быть использовано как стол». Она датируется 1934 годом.

Дали и Вермеер

Данные две картины Сальвадора Дали относятся к так называемому «сюрреалистическому» периоду в его творчестве. По мнению некоторых критиков, это был самый лучший период, самый интересный. Есть и такое мнение, что его картины, созданные после 1939 года, т.е. после переезда художника в США, уже не несут того особого духа, которым были отмечены его предыдущие картины (именно в то время Андре Бретон придумал для художника прозвище-анаграмму «Avida Dollars» («алчный до долларов»)). Не знаю-не знаю, мне нравится и то, что он создавал после 39-го. Например, его знаменитая картина «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната» была написана в 1944 году.

Дали и Вермеер
Дали в 1934 году / Источник: Википедия

Известно, что Сальвадор Дали очень высоко отзывался об искусстве таких мастеров живописи как Вермеер Делфтский. В своей знаменитой книге «Дневник одного гения», изданной в 1964 году, он пишет:

«Знайте, что самое удивительное видение, которое только способен изобрести ваш мозг, может быть воплощено и изображено при наличии гениальной мастеровитости Леонардо или Вермеера» [1].

Дали берет от мастеров прошлого их техническое умение для того, чтобы еще с большей убедительностью запечатлеть те образы, которые он извлекает из подсознания. В своей статье, написанной в начале 30-х годов, он говорит об этом так:

«Главное, что мы хотим передать, - это конкретный субъект иррационального. Живописные средства подчиняются этой задаче. Приемы жизнеподобного искусства с их гнусно-навязчивой и неотразимой убедительностью, ловкая имитация внешнего правдоподобия, обстоятельная повествовательность всем осточертевшего академизма могут стать ступенями на пути восхождения мысли к новым откровениям конкретной иррациональности, ибо по мере того, как образы конкретной иррациональности сближаются с образами физической реальности, средства их передачи сближаются с приемами великой реалистической живописи Веласкеса или Вермера Делфтского, наша цель - реалистически изображать иррациональную мысль по неведомым законам воображения. Мгновенная цветная фотография и в то же время сверхтонкие, экстравагантные, сверхпластические, сверхживописные, неизведанные суперживописные, суперпластические, разочаровывающие, сверхнормальные, идиотские образы - образы конкретной иррациональности: образы, которые не могут быть предварительно объяснены или сведены к более простым с помощью логической интуиции или других рационалистических средств. Образы конкретной иррациональности являются абсолютно неизведанными» [2].

Известно, что такое преклонение перед мастерами прошлого не всегда было характерно для Дали. Еще в 1929 году, перед самым своим знакомством с Галой Элюар, которая станет для него спутницей жизни и музой, он пренебрежительно отзывался об академическом искусстве:

«Живя в Париже, он регулярно пишет в барселонскую газету «Ла Публисистат», которая публикует его серию статей. В этой апологии «Ревю Сюрреалист» он резко осуждает академизм во всех его формах» [3].

Искусствовед Александр Рожин в своей книге «Сальвадор Дали: миф и реальность» так анализирует картину Сальвадора Дали, которая носит название «Привидение Вермеера Делфтского»:

«Характерная особенность этого этапа его искусства, о чем также упоминалось ранее, - постоянное обращение к наследию старых мастеров. Об этом свидетельствуют и названия созданных им тогда картин, например «Привидение Вермера Делфтского, которое может быть использовано как стол» (1934). В маленькой работе, хранящейся в Музее Дали в Кливленде, штат Огайо (США), написанной маслом на дереве, мы ощущаем удивительную масштабность. Силуэт человека на фоне иссушенного солнцем аскетического пейзажа действительно напоминает стол. Изображенный со спины, это, очевидно, и есть не кто иной, как сам Вермер. Живописец с определенным изяществом деформирует одинокую фигуру, служащую центром композиции. Не показывая лица великого голландца, он как бы предоставляет нам возможность вообразить его внешность. Особое внимание в этой работе Дали отводит освещению. Эффекты световой игры облагораживают живописную поверхность, исполненную в гармоничной цветовой гамме, придают колориту особую изысканность. Роль света в организации пространства, выявлении пластики живописных объемов, создании ощущения ирреальности среды самым пристальным образом изучалась Дали» [4].

Этот автор пишет больше о внешних характеристиках картин и реже касается их внутреннего содержания, скрытого смысла, предоставляя зрителю открыть его самому. Просто не так то легко их правильно интерпретировать. Наверно только сам Дали и знал до конца, о чем его картины.

Однако можно использовать ряд подсказок, которые дают «ключи» к пониманию творчества художника. Например, кроме всего прочего, в данной работе можно обратить внимание на изображение бутылки вина, стоящей на удлиненной ноге призрака. Доктор Пьер Румгер в своей статье «Далианская мистика в сопоставлении с историей религий» замечает:

«Экстатическое состояние, достигаемое с помощью «параноидально-критического» метода, тоже представляется как некое подобие священного опьянения и точно так же, как оно, связано с теми же элементами» [5].

Неистощимая фантазия испанского художника, в сочетании с глубоким и острым умом, большой эрудицией и мастерством живописца, подарила миру удивительные образцы искусства. Его творчество подобно городскому лабиринту, по которому можно долго бродить, находя в нем все новые и новые интересные и необычные места, переживать моменты редких и радостных встреч, и получать яркие, глубокие и незабываемые впечатления. И пусть в его творчестве содержится еще много «белых пятен», пусть оно не всегда понятно зрителю, но все же он неизменно угадывает в нем что-то особенное, неповторимое и уникальное, что-то, загадка чего, возможно, со временем станет ему понятнее, яснее и ближе.


Литература.

1. Дали С. Дневник одного гения / Сальвадор Дали; пер. с фр. Л. Цывьяна. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. С. 85.
2. Сальвадор Дали. Мои сильные стороны, пер. с фр. Н. Дезен. // Сальвадор Дали. Альбом / Авт.-сост. Е.В. Завадская. - М.: Изобраз.искусство, 1992. С. 16-17.
3. Робер Дешарн, Никола Дешарн. Сальвадор Дали. ЭДИТА Паламед. 1996. С. 17.
4. Рожин А.И. Сальвадор Дали: миф и реальность. - М.: «Республика», 1992. С. 62.
5. Дали С. Дневник одного гения / Сальвадор Дали; пер. с фр. Л. Цывьяна. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. С. 250.

Вернуться назад