cup Разделы Дмитрий Саночкин - Авторский сайт » проза » Дали и Вермеер

Дали и Вермеер

Для тех, кто знаком с искусством Сальвадора Дали, не секрет, что этот художник питал особое уважение к творчеству двух художников прошлого - Веласкеса и Вермеера. Что-то он такое особенное в нем разглядел, что понятно только ему одному. Я решил посмотреть репродукции их картин. Веласкес, увы, не произвел на меня сильного впечатления, за исключением нескольких произведений, а вот Вермеер понравился.

У Дали я помню две картины, в которых использован образ Вермеера Делфтского. Первая из них носит название «Загадочные элементы в пейзаже» (1934).

Дали и Вермеер

Нетрудно было найти прототип этого изображения у самого Вермеера. Это картина «Аллегория живописи», которая датируется 1666 годом.

Дали и Вермеер

Вторая картина Дали, посвященная Вермееру, из тех, что мне известны, носит название «Привидение Вермера Делфтского, которое может быть использовано как стол». Она датируется 1934 годом.

Дали и Вермеер

Данные две картины Сальвадора Дали относятся к так называемому «сюрреалистическому» периоду в его творчестве. По мнению некоторых критиков, это был самый лучший период, самый интересный. Есть и такое мнение, что его картины, созданные после 39 года, т.е. после переезда художника в США, уже не несут того особого духа, которым были отмечены его предыдущие картины (именно в то время Андре Бретон придумал для художника прозвище-анаграмму «Avida Dollars» («алчный до долларов»)). Не знаю - не знаю, мне нравится и то, что он создавал после 39-го. Например, его знаменитая картина «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната» была написана в 1944 году.

Дали и Вермеер
Дали в 1934 году / Источник: Википедия

Известно, что Сальвадор Дали очень высоко отзывался об искусстве таких мастеров живописи как Вермеер Делфтский. В своей знаменитой книге «Дневник одного гения» он пишет:

«Знайте, что самое удивительное видение, которое только способен изобрести ваш мозг, может быть воплощено и изображено при наличии гениальной мастеровитости Леонардо или Вермеера» [1].

Дали берет от мастеров прошлого их техническое умение для того, чтобы еще с большей убедительностью запечатлеть те образы, которые он извлекает из подсознания. В своей статье, написанной в начале 30-х годов, он говорит об этом так:

«Главное, что мы хотим передать, - это конкретный субъект иррационального. Живописные средства подчиняются этой задаче. Приемы жизнеподобного искусства с их гнусно-навязчивой и неотразимой убедительностью, ловкая имитация внешнего правдоподобия, обстоятельная повествовательность всем осточертевшего академизма могут стать ступенями на пути восхождения мысли к новым откровениям конкретной иррациональности, ибо по мере того, как образы конкретной иррациональности сближаются с образами физической реальности, средства их передачи сближаются с приемами великой реалистической живописи Веласкеса или Вермера Делфтского, наша цель - реалистически изображать иррациональную мысль по неведомым законам воображения. Мгновенная цветная фотография и в то же время сверхтонкие, экстравагантные, сверхпластические, сверхживописные, неизведанные суперживописные, суперпластические, разочаровывающие, сверхнормальные, идиотские образы - образы конкретной иррациональности: образы, которые не могут быть предварительно объяснены или сведены к более простым с помощью логической интуиции или других рационалистических средств. Образы конкретной иррациональности являются абсолютно неизведанными» [2].

Искусствовед Александр Рожин в своей книге «Сальвадор Дали: миф и реальность» так анализирует картину Сальвадора Дали, которая носит название «Привидение Вермеера Делфтского»:

«Характерная особенность этого этапа его искусства, о чем также упоминалось ранее, - постоянное обращение к наследию старых мастеров. Об этом свидетельствуют и названия созданных им тогда картин, например «Привидение Вермера Делфтского, которое может быть использовано как стол» (1934). В маленькой работе, хранящейся в Музее Дали в Кливленде, штат Огайо (США), написанной маслом на дереве, мы ощущаем удивительную масштабность. Силуэт человека на фоне иссушенного солнцем аскетического пейзажа действительно напоминает стол. Изображенный со спины, это, очевидно, и есть не кто иной, как сам Вермер. Живописец с определенным изяществом деформирует одинокую фигуру, служащую центром композиции. Не показывая лица великого голландца, он как бы предоставляет нам возможность вообразить его внешность. Особое внимание в этой работе Дали отводит освещению. Эффекты световой игры облагораживают живописную поверхность, исполненную в гармоничной цветовой гамме, придают колориту особую изысканность. Роль света в организации пространства, выявлении пластики живописных объемов, создании ощущения ирреальности среды самым пристальным образом изучалась Дали» [3].

Этот автор пишет больше о внешних характеристиках картин и реже касается их внутреннего содержания, скрытого смысла, предоставляя зрителю открыть его самому. Просто не так то легко их правильно интерпретировать. Наверно только сам Дали и знал до конца, о чем его картины.


Литература.

1. Дали С. Дневник одного гения / Сальвадор Дали; пер. с фр. Л. Цывьяна. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. С. 85.
2. Сальвадор Дали. Мои сильные стороны, пер. с фр. Н. Дезен. // Сальвадор Дали. Альбом / Авт.-сост. Е.В. Завадская. - М.: Изобраз.искусство, 1992. - С. 16-17.
3. Рожин А.И. Сальвадор Дали: миф и реальность. - М.: «Республика», 1992. С. 62.
  • Категория: проза, проза/очерки. Теги: Сальвадор Дали, искусство, сюрреализм, Вермеер. Добавил: dima (20 ноября 2020).
    cup Другие новости из категории проза, проза/очерки :
    Информация
    cup Вход на сайт    cup Регистрация cup Лучшие новости cup Облако тегов cup Наш опрос cup Немного рекламы cup Календарь cup Архив новостей

    Авторский сайт Дмитрия Саночкина. Copyright © 2009-2020 All rights reserved.