Разделы | Дмитрий Саночкин - Авторский сайт » проза/очеркиЛитературные заметкиСегодня записался в местную библиотеку, в надежде, что там есть то, что мне нужно. К сожалению, многого из того, что спрашивал, у них нет. Библиотекарь смотрела по компьютеру, но почти ничего не нашла. Есть только одна книга о Битлз Хантера Дэвиса 1990 года издания, да штук 5-6 книг Виктора Пелевина. Ни литературы о хиппи, ни интересующей меня книги "Призраки Крематория" Армена Григоряна у них нет. Жаль. Но я примерно так и предполагал. В итоге взял две книги - "Битлз" и "Жизнь насекомых".
О книге «Путями русского космизма»Недавно купил книгу, изданную совсем недавно, в 2022 году. Ее название - «Путями русского космизма». Авторы книги - доктор физико-математических наук Б.М. Владимирский и кандидат физико-математических наук Л.Д. Кисловский. Сначала расскажу о том, что мне в данном издании понравилось. Книга написана ясным, четким, интересным языком, ее стиль - научный, это глубокая и серьезная литература. В издании предпринята попытка всестороннего обзора такого явления как русский космизм. В нем перечисляются основные этапы его развития, приводятся факты биографий тех деятелей науки и культуры, которые разрабатывали идеи космизма - от философских до естественнонаучных. Также рассматривается тема отражения этих идей в литературе и искусстве XX века. Перечисляются имена Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, К.Э. Циолковского, С.П. Королева, В.Я. Брюсова, Н.К. Рериха, И.А. Ефремова и многих других известных личностей. Книга дает прекрасную возможность узнать, как о самих идеях русского космизма, так и пополнить свои знания относительно жизни и творчества многих наших выдающихся соотечественников. Кроме того, авторы издания рассказывают и о современных исследованиях в области науки, которые продолжают путь русского космизма, начатый в конце XIX - начале XX веков. Упоминается и о трагических страницах истории этого пути, связанных со сталинскими репрессиями. В целом, книга дает хороший, интересный обзор заявленной темы, и я бы не писал о ее минусах вообще, если бы не одно «но».
В нашу гавань заходили корабли...Слово «гайвань» напоминает гавань, в которую заходят дальние корабли. Чай несет в себе вдохновение, озарение, и подобно кораблю приносит добрые вести. Хоть при этом сам я ни разу в жизни не пил чай из гайваня. Мой удел - старый фарфоровый чайник или даже просто кружка, в которую я засыпаю заварку и заливаю ее чуть остуженной водой - чтоб хоть отчасти соблюсти традицию.
РадоницаНа городском кладбище сегодня было не протолкнуться. На Радоницу народ спешит навестить могилы усопших родных и близких. Люди идут по дороге сплошной вереницей. Спереди и сзади медленно «подкрадываются» машины. Народ уступает им место посередине дороги и идет искать места захоронений. Не все находят во множестве затерянные среди сосен могилы. Кто-то ориентируется по хитроумным меткам на стволах сосен, или, как мы - по раздвоенному стволу огромного дерева.
Сальвадор Дали - Портрет госпожи Изабель Стайлер-Тас (Меланхолия)Прообразом сюжета картины Сальвадора Дали «Портрет госпожи Изабель Стайлер-Тас (Меланхолия)» (1945) послужило знаменитое произведение Пьеро делла Франчески (1416-1492) «Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца» [1]. В энциклопедии приведены некоторые сведения, раскрывающие суть второго произведения: «Идеально-типизирующее сочетается здесь с жизненностью и конкретностью, жанр придворного портрета получает яркую гуманистическую интерпретацию. Эти профили модели на фоне ландшафта (нерасторжимо связанные с изображениями их героического триумфа на обороте) - стали символом новой эпохи. «Открытие мира и человека» тут выступает через призму ренессансного идеала индивидуальной личности. Гращенков указывает, что «это произведение, и в формальном, и в идейном отношении - самое значительное из всего, что было создано итальянскими портретистами Раннего Возрождения»» [2].
Научиться чувствоватьЛюди редко понимают беспредметное искусство, современное искусство и т. д. И это несмотря на то, что такие картины могут оказывать воздействие на их чувства. Но ум их не понимает. А когда не понимает ум, человек отгораживается, срабатывают защитные механизмы. Нас учат со школы рациональности и не учат понимать беспредметное искусство или искусство современное. Ум не понимает - значит все это чушь. Примерно такой ход мысли. Но слово понимать несовершенно. Можно сказать «чувствую». Чувствую, что за красками и образами что-то скрывается, какое-то состояние передается с их помощью. Но опять же рациональный ум все эти чувствования блокирует. А нужно просто расслабиться и чувствовать. Не так легко научиться чувствовать. Можно взять пример: мандала или янтра в индуизме или буддизме. Когда практик их созерцает, то он не думает об их смысле, не думает умом, он просто созерцает и... входит в определенные состояния. К абстрактному искусству нужно подходить таким же точно образом. Это мое мнение, основанное на некотором опыте контакта с такого рода искусством. Никому его не навязываю. Кто-то даже такое, вполне правдоподобное объяснение сочтет чушью. Он имеет на это право.
В музее Эрмитаж-УралВ Екб зашли в музей «Эрмитаж-Урал» и посмотрели там две экспозиции: выставку европейского искусства - от античности до 19-го века, и выставку, в которой представлены работы художников местного андеграунда. Переход от одного к другому был резким - это очень разные направления. Например, в классическом искусстве все тщательно выписано, вырезано, отлито. В современных андерграундных работах больше свободы, экспрессии, и не все их поймут. Но при всей странности многих из них они тоже показались интересными. Во второй экспозиции были представлены не только картины и рисунки, но и необычные, иногда даже полубезумные дневники их авторов, фото последних, а также снимки их выставок и совместных посиделок.
Сюрреализм и эзотерика: творчество Ремедиос Варо и Леоноры КаррингтонВ одной из моих статей, которая посвящена творчеству Рене Магритта, была предпринята безуспешная попытка найти эзотерические корни картин этого художника. Я предположил, что он должен был иметь мощную базу знаний для того, чтобы создавать свои необычные произведения, но, к сожалению, не удалось найти информации по данному вопросу, и мои догадки не подтвердились. Все, что мог выяснить, так это то, что Магритт мог интересоваться философией, что явствует из названий некоторых его произведений, например, «Каникулы Гегеля», «Философская лампа» и др. Сведений же о том, что он мог зачитываться эзотерическими книгами, мне найти не удалось (см. текст «Рене Магритт: неразгаданная загадка»: https://dimasan.ru/proza/302-rene-magritt-nerazgadannaya-zagadka.html). И тем не менее, оказалось возможным проследить влияние такого рода знаний на искусство другого художника-сюрреалиста - Ремедиос Варо. Оказалось, что она глубоко погружалась в мир мистической и эзотерической литературы.
Под звездным небомНочью за окном небо чистое, и хорошо видны звезды, как это бывает только ранней осенью. Можно увидеть созвездие Ориона, оно висит прямо над крышами соседних домов. Есть что-то мистическое в звездах и созвездиях - так думали древние, давая им имена своих богов. В наши дни мы, конечно, более рационалистичны и менее подвержены суевериям, но все-таки и мы улавливаем порой какую-то необычную энергию, исходящую от звезд.
О радостиРадуюсь, когда радуется. Иногда сам не зная чему. Парадоксальные состояния бывают. За окном светятся буквы «ЯндексМаркет» - и им радуюсь. Почему? Непонятно. Казалось бы, чему тут радоваться, а все равно хорошо на душе.
|
Вход на сайт Регистрация Лучшие новости Облако тегов Наш опрос Немного рекламы Календарь Архив новостей |