Разделы | Дмитрий Саночкин - Авторский сайт » проза » 12 августа - День рождения Елены Блаватской12 августа - День рождения Елены БлаватскойСегодня, 12-го августа, отмечается День рождения Елены Блаватской (1831-1891), писательницы и основательницы Теософского общества, автора книг «Разоблаченная Изида» и «Тайная доктрина». О теософии (от греч. теос - бог и софия - мудрость) [1], которую Е.П. Блаватская заново открыла миру, во времена ее расцвета, связанного с именем Блаватской, писали многие люди, продолжают много писать о ней и в наши дни. Известно, что теософией интересовались такие известные и знаменитые люди как ученый-физик Альберт Эйнштейн [2] и композитор Александр Скрябин [3]. Елена Рерих, переведшая главный труд Елены Петровны «Тайную доктрину» с английского языка на русский, так писала о ее авторе: «Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей великой соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Елена Петровна Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная Слава ей!» [4]. Как бы отмечая особый вклад трудов Блаватской в дело просвещения, в эпиграфе к своему переводу ее книги «Тайная доктрина», взятом из собственных книг серии Учение Живой Этики (Агни-йога), Е.И. Рерих пишет: «Знание превыше всего. Каждый, кто принес частицу знания, уже есть благодетель человечества. Каждый, собравший искры знания, будет подателем Света. Научимся оберегать каждый шаг научного познавания. Пренебрежение к науке есть погружение во тьму. Каждый имеет право получить доступ к Учению» [5]. Известный индийский ученый-гуманист и политик Махатма Ганди считал, что Е.П. Блаватская сыграла важную роль в деле установления мира и прогресса на нашей планете. Известно, что одна из трех главных целей основанного ею в 1875 году в Нью-Йорке Теософского общества была сформулирована ею так: «Основать ядро всемирного братства без различия расы, веры, пола, касты и т.п.» [6] И Махатма Ганди пишет: «Что бы критики ни говорили в адрес мадам Блаватской, или полковника Олкотта, или доктора Безант, их вклад в развитие гуманизма всегда будет оставаться крайне ценным» [7]. Основатели Теософского общества: Е.П. Блаватская и Г.С. Олкотт Другими целями ТО, выраженными в уставе организации, являются следующие положения: «2. Поощрять сравнительное изучение религий, философии и наук. 3. Исследовать необъясненные законы природы и скрытые силы человека» [8]. В своих книгах, кроме проповеди идеи Всемирного братства, Елена Петровна Блаватская, уделяла много внимания и другим целям основанного ею общества, а именно – она изучала различные научные, религиозные, философские и мистические учения, в том числе восточные, пытаясь дать их синтез [9], и изучала и систематизировала случаи различных «аномальных явлений» (как мы теперь называем такие феномены), проявлений психических сил человека, описанные в литературе того времени или пережитым ею лично. Ее книги представляют собой компедиумы такого рода информации, их можно использовать в качестве справочника и гида по такого рода знаниям и явлениям. В 1880 году, во время совместного пребывания со своим сподвижником по Теософскому обществу Генри Олкоттом на о. Цейлон (современная Шри-Ланка), в храме Галле Елена Петровна принимает буддизм [10]. Во многих своих книгах она уделяет буддийской религии определенную долю внимания. Известный японский специалист по буддизму Дайсэцу Тэйтаро Судзуки, автор книги «Основы дзэн-буддизма» считал что: «несомненно, г-жа Блаватская каким-то образом была посвящена в более глубокие положения учения Махаяны» [11]. К сожалению, не всем в ее дни была понятна широта и глубина ее взглядов. У нее было много недоброжелателей и врагов. В своих произведениях Елена Петровна иной раз критиковала существующую христианскую церковь, обличая ее пороки и недостатки [12]. За это она подвергалась осуждению со стороны представителей последней. В наши дни тоже можно встретить немало противников изложенного ею учения теософии [13]. В то же время она писала, что лояльна к христианской религии, что касается ее идеалов, что поддерживает их, но порицает лишь недостатки существующей церкви [14]. И в то же время, несмотря на недоброжелательство, у того учения, которое она заново открыла миру, всегда было много сторонников. Поэт Александр Блок, который сам не был теософом, так писал своей матери об этом учении: «Теософия в наше время, по-видимому, есть один из реальных путей познания мира; недаром ей предаются самые разнообразные и очень замечательные люди во всей Европе» [15]. Нельзя исключить влияние книг Елены Блаватской и передаваемого ею учения теософии на сознание многочисленных людей во всем мире. Отмечаемый 12-го августа день рождения Елены Блаватской – это повод лишний раз вспомнить о тех возвышенных истинах, которые заключены в ее книгах, вспомнить о тех идеалах, которые она провозглашала, и к которым стремилась в своей жизни - идеалах просвещения, Всеобщего братства человечества и синтеза науки, религии и философии. Можно вспомнить в этот день некоторые отдельные ее высказывания, в которых отразились ее мысли: «Теософом стать просто. Любой человек со средними умственными способностями и склонностью к метафизике, ведущий непорочный и бескорыстный образ жизни, предпочитающий помогать ближнему, а не получать от него помощь, всегда готовый пожертвовать личными удовольствиями ради других, любящий истину, добро и мудрость не ради возможной выгоды, а за их собственную ценность, может быть теософом.» «Ищи путь, изучая законы бытия, законы природы и законы вечной, за пределами смерти, жизни: и ищи его глубоко, преклоняя твою душу перед мерцающей звездой, которая горит в ее глубине. По мере того, как ты будешь бодрствовать, и преклоняться, свет звезды будет разгораться все ярче...» «Подобно тому, как белый луч света, проходя через призму, разлагается на различные цвета солнечного спектра, так и луч божественной Истины, проходя через трехгранную призму человеческой природы, распадается на различно окрашенные фрагменты, называемые религиями. Соединив их вместе, мы получим единую вечную Истину; по отдельности они лишь тени человеческого заблуждения и знаки его несовершенства.» «Указывай Путь - хотя бы и слабым мерцанием, затерянном в звездном сонме, подобно вечерней звезде, которая освещает путь идущим во мраке.» «Чистота сердца - необходимое условие для достижения «знания духа». Чистоты этой можно достичь двумя основными способами. Во-первых, настойчиво гони от себя всякую дурную мысль; во-вторых, сохраняй равновесие ума при всех обстоятельствах, никогда не допускай возбуждения или раздражения. Ты убедишься, что этим двум способам очищения более всего способствуют преданность и сострадание.» Примечания: 1. «Спрашивающий. Каково действительное значение этого термина? Теософ. «Божественная Мудрость», Qeosofia (Теософия) или Мудрость богов, как Qeogonia (Теогония) — генеалогия богов. Слово Qeos по-гречески означает «бог», одно из божественных существ, но, конечно, не «Бог» в современном смысле этого слова. Следовательно, это не «Мудрость Бога», как переводят некоторые, но «Божественная Мудрость», та, которой обладают боги. Этому термину много тысяч лет. Спрашивающий. Каково происхождение его? Теософ. Оно пришло к нам от Александрийских философов, называвшихся «любящими истину», Филалетами, от «фил» - «любящий», и «алетейя» - «истина». Слово «Теософия» относится к третьему веку нашей эры, когда его начали употреблять Аммоний Саккас и его последователи, разработавшие Эклектическую теософическую систему» (Елена Блаватская. Ключ к теософии. Глава 1 / Теософия в России: [сайт]. URL: http://www.theosophy.ru/lib/key-theo.htm (дата обращения: 08.04.2016)). 2. «По словам племянницы Эйнштейна, «Тайная Доктрина» всегда лежала на столе великого физика. О том же сообщает Джек Браун в статье «В гостях у профессора Эйнштейна» (Крэнстон С. Е.П.Блаватская: жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. С. 12). 3. Леонид Сабанеев в книге «Воспоминания о Скрябине» (1925) писал, что «Тайная Доктрина» Блаватской, а также журналы «Вестник теософии» постоянно лежали на рабочем столе Скрябина (Википедия, статья «Блаватская, Елена Петровна» (дата обращения: 08.04.2016)). 4. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 2. М.: 2000. С. 355. 5. Аум, 440. 6. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Изд-во «Парабола» / Викитека: [сайт]. URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Сведения_о_Теософическом_обществе (дата обращения: 08.04.2016). 7. Махатма Ганди. Моя Вера. - Йога Экс-Пресс, 2009. С. 25. 8. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Изд-во «Парабола» / Викитека. 9. В заголовке книги «Тайная доктрина» так и сказано: «Синтез науки, религии и философии». 10. «Члены Общества сохраняют полную свободу религиозных убеждений и, вступая в общество, обещают такую же терпимость по отношению ко всякому иному убеждению и верованию. Связь их состоит не в общих верованиях, а в общем стремлении к Истине» (Сведения о Теософическом обществе. Цит. по изд.. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Изд-во «Парабола» / Викитека). 11. Suzuki D. Т. The Field of Zen. L.: Buddhist Society, 1969. C. xiii. Махаяна (санскр. «Великая колесница») - наряду с Тхеравадой, одно из двух основных существующих направлений буддизма, включающее ряд региональных «школ», восходящих к сутрам, написанным преимущественно на санскрите, и отличающихся по философии (в частности онтологии) и способам практики (Википедия, статья «Махаяна» (дата обращения: 08.04.2016)). 12. «О! Какие громовые статьи писала она в американских газетах конца 1876 и весь 77 год, против иезуитства католиков, против враждебных выходок папы на славян. Как она болела душой, каждым фибром, каждой каплей своей русской, православной крови за кровь своих соотечественников. Письма ее того времени не чернилами, а кровью и слезами писаны» (Желиховская В.П. Радда-Бай. (Правда о Блаватской). М.: СП Интербук, 1992. С. 19). 13. См. например книги миссионера-диакона Андрея Кураева «Сатанизм для интеллигенции. О Рерихах и православии» и «Кто послал Блаватскую?». 14. «...Я никогда не отрекалась от Христа – я отрицаю христианство попов, которые были и остаются лжецами и лицемерами, сующими свой нос в политику» (Блаватская Е.П. Письма. М.: Изд-во Ассоциации Духовного Единения «Золотой Век», 1995. С. 390–391. Из письма князю А.М. Дондукову-Корсакову от 07.08.1883 г.). 15. Бекетова М.А. Александр Блок. Биографический очерк. Москва. С. 76.
Информация
|
Вход на сайт Регистрация Лучшие новости Облако тегов Наш опрос Немного рекламы Календарь Архив новостей |