Разделы | Дмитрий Саночкин - Авторский сайт » проза » О рок-музыкеО рок-музыкеДумается, что пришло время попытаться немного осмыслить то явление в музыке и культуре, которое мы называем «русским роком». В чем его особенность, отличие, например, от популярной музыки, «попсы» - по-простонародному, которой он нередко себя противопоставляет? (пример Ю. Шевчука и группы «ДДТ») Мы видим, во-первых, что рок строится на словах, слово – его главный материал, а потом уже – музыка. Если у эстрадных песен на первом месте – задача развлечь слушателя, не отягощая его ум сентенциями и размышлениями о природе вещей, то рок – прежде заставляет задуматься, а потом – развлекает. Особенно ярко последний момент виден на примере творчества группы «ДДТ», которое носит характер социальный, погружает ум слушателей в стихию размышления и философии, бичует пороки общества, и выставляет напоказ язвы человеческой греховной природы, нуждающиеся во врачевании духовном. Гражданское чувство, патриотизм, вера в добро, в справедливость, неравнодушие к судьбе России, протест против мещанской морали в роке неизбежно проводит демаркационную линию между ним и легковесной попсой, «культурой гламура». Во многих людях чувство гражданское спит, заглушено-задавлено бытом, ложью политиков и СМИ, неразвитостью культурной и духовной. И люди легко меняют «первородство на чечевичную похлебку», высокое и серьезное искусство на мишуру и подделку. Общество, которое основано на потреблении нежизнеспособно. Оно не может существовать долгое время в отрыве от вековых традиций морали; разрушит само себя. Песни рока звучат набатом в наши дни, призывают вернуться к «корням». «Черный пес Петербург – есть хоть что-то живое В этом царстве облеванных временем стен? Ты молчишь, ты всегда в состоянье покоя, Даже в тяжести самых крутых перемен». (песня «Черный пес Петербург») «Ах, Александр Сергеевич милый, Ну что же Вы нам ничего не сказали, О том, как искали, держали, любили. О том, что в последнюю осень Вы знали». («Последняя осень») Думается, что рок-поэзия может стать ступенью и к более серьезному изучению классики, привить интерес к традиционной культуре. Хочется отметить и музыкальную составляющую искусства рока. Известно, что рок и русский рок в том числе вышли из американского джаза и, соответственно, должны носить на себе его колорит. Джаз – это более серьезная музыка, чем эстрада, более сложная, хотя бы даже в плане чисто технического исполнения. Все это отразилось и на роке – почему и возникла сама возможность такой традиции песенной поэзии, с ее глубиной и содержательностью. На примере последнего сольного альбома Ю. Шевчука “L’Echoppe” – «Ларек» можно увидеть богатство аранжировок на рок-материале, использование фортепьяно и женского вокала, что как раз и доказывает то, что рок-музыка может меняться, нести разнообразное настроение, приближается в чем-то даже к музыке классической. Все это говорит о том, что несправедливо мнение, что рок беден в музыкальном плане, тяжел для слуха. Конечно, рок может варьироваться от той или иной степени приближенности к эстраде или же попсе. От этой степени мажорности в музыке, думается, будет зависеть и конкретное смысловое содержание песен, текста. Цель этого очерка состоит в том, чтобы привлечь внимание читателя и слушателя к феномену русского рока, к его богатству идейному и музыкальному, к его неповторимому духу и колориту. И хочется верить, что время для такого обращения уже пришло!.. 10.03.10 г.
Информация
|
Вход на сайт Регистрация Лучшие новости Облако тегов Наш опрос Немного рекламы Календарь Архив новостей |