cup Разделы Дмитрий Саночкин - Авторский сайт » проза » О творчестве

О творчестве

«Если соберем все определения Культуры,
мы найдем синтез действенного Блага,
очаг просвещения и созидательной красоты».

Николай Рерих

«...Будучи боговдохновенными, одержимыми,
производят они все эти прекрасные творения,
и песнотворцы хорошие точно так же».

Платон

1

В чем смысл и значение творчества? Какую роль оно играет в жизни людей? Можно ли научиться творчеству самостоятельно, или оно является уделом людей со специальной подготовкой? Что такое творчество «для души»? Согласитесь, вопросы эти очень интересные, и они волнуют в наше время все большее число людей. Возникают такие методики, как арт-терапия и антистресс-рисование. В наше время они переживают настоящий бум. В книжных магазинах и в киосках печати продаются красочные издания, посвященные работе по этим методикам. Чаще всего это пособия-раскраски, представляющие собой контурные рисунки, которые нужно заполнить самому разными цветами или узорами. Современный человек ищет возможность для проявления своих скрытых творческих способностей, и отражением такого поиска, по-видимому, и являются все эти процессы, происходящие в наши дни.

2

...Занятия творчеством можно рассматривать как путь саморазвития, самосовершенствования, восхождения к Высшему в нас, тому, что называют Высшим Я. (1) Творчество несет освобождение, исцеление, постижение, преображение. (2) Арт-терапия может стать намеком на возможности такого рода, может давать «ключ» и импульс к самореализации. Если человек осознает, что творчество – это такой же естественный процесс как дыхание или движение, то он сможет высвободить всю ту энергию, которая необходима для культурного и духовного роста.

На каком этапе творчество начинает служить такому росту? Скорее всего, каждый этап на творческом пути связан с ним. Можно сравнить арт-терапию и творчество с медитацией. И здесь, и там человек встречается с самим собой. Не так важно умение, мастерство, ведь есть немало художников, которые создают наивные работы. Важно понимание того, зачем ты занимаешься творчеством. Если оно для тебя – акт антропоургический (3), или даже теургический (4), если ты наполняешь процесс рисования несовершенных образов, клякс или каракуль именно таким смыслом, то так это и будет для тебя... Более того, по словам Джулии Кэмерон, автора стихов, пьес, телевизионных сценариев, популяризатора искусства и создателя бестселлера «Путь художника. Ваша творческая мастерская»: «В некотором смысле все мы творцы, и наша жизнь становится главным произведением».

Рисуя, музицируя, напевая или танцуя, ощущаешь ли ты в своей душе удовлетворение? Открывает ли творчество в тебе новые силы и возможности? Греет ли оно твое сердце лучом радости и ощущением вхождения в состояние полета? Встречаешься ли ты в такие моменты с духом вдохновения, надземного гения, чувством озарения и экстаза? Если да, то, значит, ты открыл для себя подлинный смысл всего того, что называется словом «творчество».

Возможно, что на более поздних этапах такого рода тренировок – а каждое занятие творчеством это тренировка – человек сумеет овладеть навыками и мастерством. В этом случае он сможет еще более возвыситься духовно. Мастерство дает возможность выхода на новый более совершенный уровень самовыражения, а значит и саморазвития, самореализации. Но даже если человек останется дилетантом в искусстве, творящим «для души», то все равно наверно это не повод опускать руки и упускать возможность для встречи с самим собой.

3

...Мое увлечение арт-терапией началось в августе 2014 года. Тогда я впервые познакомился с идеей рисования «для души», «спонтанного» творчества, как я это называю. Собственно, это была идея, взятая из психологии. Но потом, спустя какое-то время после ознакомления с ней, и в ходе собственной практики, я ее по-своему сам для себя творчески осмыслил и интерпретировал.

С другой стороны, у нас в городе существует так называемая группа здоровья для инвалидов и представителей старшего поколения «Преодоленье», проводящая свои занятия в местном туристическом клубе «Азимут», где мне довелось применить свои знания по арт-терапии, почерпнутые из Интернета и творчески осмысленные. Можно сказать, что я тем самым помог подвести своеобразную концептуальную базу под те занятия, которые мы проводили и проводим в группе. Для того чтобы проводить занятия в группе в течение 3-4 часов нужна специальная подготовка ведущего. Нужен и материал для таких занятий. Не имея фактически ни того, ни другого, мы вынуждены были что-то изобретать сами, вынуждены были самостоятельно организовывать занятия на общественных началах, занятия во многом неформальные, но не значит плохие. Мы руководствовались при этом лозунгами и девизами, типа «если не ты, то кто?» и «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», но, конечно же, недостаток подготовки в таком случае может сказываться, и мы старались не проводить сложных занятий, требующих наличия квалификации.

Идея арт-терапии послужила толчком для более активного поиска. В период с сентября 2014 года по апрель 2016 года нами были проведено больше десятка занятий изобразительным творчеством: рисование акварелью на свободную тему, рисование по простым рисуночным тестам, антистресс-рисование, или раскрашивание контурных рисунков и мандал, а также зендудлинг - модные нынче техники, и - столько же, или даже больше мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству в самых разных техниках: вязание на спицах и крючком, модульное оригами, плетение поделок из ниток, вырезание поделок из цветной бумаги, аппликация, и другие. Также в нашей группе мы часто занимаемся тем, что поем песни под гитару.

Некоторые из участников группы занимаются каким-либо рукоделием у себя дома, и при этом показывают хорошие результаты. Иной раз они дарят свои поделки родственникам, друзьям и знакомым, или выставляют на продажу – бывали и такие случаи. Когда иной раз задаешь им вопросы типа: «что ты получаешь от такой работы, она тебе помогает в жизни?» то получаешь, например, следующий ответ: «процесс такой работы лично меня успокаивает, я испытываю чувство удовлетворения от того, что что-то получается». Люди отмечают положительный эффект от занятий подобного рода, в том числе их благотворное влияние на здоровье и самочувствие. Нужно отметить здесь, что для инвалидов и людей пожилого возраста занятия творчеством, по всей видимости, имеют особое значение, так, как повышая качество их жизни, помогают справляться с кризисными ситуациями, связанными с недостатком здоровья, или утратой смысла жизни.

У меня тоже имелась возможность испытать влияние арт-терапии в домашних условиях. В период с августа 2014 года по апрель 2016 года мной было создано больше сотни рисунков, выполненных самыми разными изобразительными средствами и в самых разных жанрах. Меня привлекает в творчестве, прежде всего, возможность выразить себя, и через это освободиться от своих внутренних психологических проблем, улучшить свое здоровье и самочувствие, реализовать свой скрытый внутренний потенциал, т.е. то, что, по определению, и является целью арт-терапии. Я не всегда стремлюсь к тому, чтобы качественно изобразить что-либо на бумаге. Иногда рисую в свободной манере, «спонтанно», не следя за тем, насколько правильными или красивыми получаются мои работы, главное здесь – выразить себя, свое внутреннее ощущение, нечто тонкое и неуловимое. Особое удовольствие мне доставляет процесс последующей интерпретации некоторых рисунков, который позволяет мне лучше понять самого себя...

4

...Можно рассмотреть творческое самовыражение с точки зрения эстетики и психологии. По представлениям эстетики, искусство воплощает и передает идею Прекрасного. Творчество в таком случае можно представить как процесс приближения к этой идее и идеалу, процесс, который может питать и развивать эмоционально-чувственную сферу человека. Развитие последней играет немаловажную роль в процессе становления личности. Эстетические чувства, которые формируют взгляд человека на мир прекрасного, выделяются в особый класс. А по богатству и разнообразию человеческих чувств можно судить об уровне его психологического развития.

По представлениям философии идеализма последователей Платона, Прекрасное является атрибутом Божественного, наравне с другими его атрибутами, такими как Благо и Истина. Значит, восхождение к Прекрасному есть в то же самое время и путь к Абсолюту. Человек может, по мере своих сил и возможностей занимаясь творчеством, реализовать высший смысл своего бытия и свое предназначение на этой земле... (5)

Но даже если обойтись без поиска философских или мистических объяснений назначения творчества и ограничиться только его обычной интерпретацией, то можно отметить его пользу для людей. Можно подойти к разгадке этого феномена с бытовой точки зрения, с точки зрения здравого смысла. Любое творчество – это труд. А, как известно, «труд облагораживает человека» (В.Г. Белинский). Наукой также доказано, что занятия некоторыми видами творчества, кроме развития эмоционально-чувственной сферы, могут способствовать развитию мелкой моторики человека, что может благоприятно сказываться на функционировании его мозга и нервной системы, улучшать его здоровье и самочувствие, повышать его возможности социальной адаптации. (6) По словам известного американского исследователя психологии творчества и человеческой личности, профессора психологии Фрэнка Баррона: «Творческие личности легче других справляются со сложностью и видимым беспорядком».

5

Скорее всего, существует множество вариантов понимания и объяснения назначения процессов творческого самовыражения и созидания. Представленные выше варианты – лишь одни из некоторых. Читателю предоставляется возможность самому выделить для себя именно тот вариант, который ему ближе всего. И еще, автору этой статьи хотелось данной информацией помочь читателю открыть для себя явление творчества в своей собственной жизни, и тем самым изменить свою жизнь к лучшему, наполнив ее новым смыслом.


Примечания:

1. «Если вы становитесь истинно творческими, вы входите в божественный поток. Бог начинает проявляться через вас. Все ваше творчество становится Его творчеством, оно становится молитвой, и для этой молитвы вам не нужно идти в мечеть или в храм. (Ошо Раджниш)

2. «Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нем есть переживание силы» (Бердяев Н.А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. М.: Искусство, 1994. С. 40).

3. антропоургический – (др.-греч. антропос – человек и эргон – дело, деятельность) - «человекосозидающий»; деятельность по выявлению, поддержанию и сохранению личности (человека) в себе

4. теургический – (др.-греч. теос – бог, божество и эргон – обряд, священнодействие, жертвоприношение) - магическая практика, появившаяся в рамках неоплатонизма; в античности, в языческих культах, направленная на практическое воздействие на богов, ангелов, архангелов и демонов с целью получения от них помощи, знаний или материальных благ (Википедия).
«Теургия - понятие, введенное в оборот русской религиозной философии B.C. Соловьевым, который в контексте развития представлений о сущности и назначении искусства использовал понятие Т. в значении «мистическое творчество» («Философские начала цельного знания»). Из философии B.C. Соловьева понятие было воспринято многими мыслителями и поэтами Серебряного века, которые применительно к искусству понимали под Т. творческий акт символического перевоплощения» (Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007. С. 587-588).

5. «Согласно Плотину, в трудах которого были синтезированы все представления античности о Прекрасном, красота пронизывает весь Универсум, являясь показателем оптимальной, наибольшей реальности всех ее элементов. Чем выше уровень бытия, тем выше степень красоты. «Прекрасное ведь и есть не что иное, как цветущее на бытии», «цветущая на бытии окраска есть красота». Высшую ступень здесь занимает умопостигаемая красота, низшую – красота предметов чувственного мира. И суть искусства, по Плотину, состоит в выражении в соответствующем материале красоты, т.е. внутренней идеи («эйдоса») вещи» (Овчинникова Ю.А., Рожковский В.Б. Эстетика: курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 2008, с. 27-28).

6. «С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А.В. Антакову-Фомину, М.И. Кольцову, Е.И. Исенину» (Википедия).

«Для лиц пожилого и старческого возраста развитие мелкой моторики играет большое значение для поддержания работоспособности коры головного мозга и, как следствие, для поддержания качества жизни. Кроме того, для лиц пожилого возраста, перенесших различные травмы и заболевания, приводящие к нарушению мозговой деятельности, мероприятия по развитию мелкой моторики способствуют улучшению психического здоровья и, в целом, восстановлению деятельности центральной нервной системы» (Лобанова Н.А., Соловьев А.Г. Развитие мелкой моторики и стимуляция высших психических функций у лиц пожилого возраста / Материалы XX Международной научно-практической конференции «Пожилой больной. Качество жизни» // Клиническая геронтология, 9-10, 2015, с. 46-47).

30.03 – 02.04.16 г.
  • Категория: проза, проза/очерки. Добавил: dima (18 декабря 2017).
    cup Другие новости из категории проза, проза/очерки :
    Информация
    cup Вход на сайт    cup Регистрация cup Лучшие новости cup Облако тегов cup Наш опрос cup Немного рекламы cup Календарь cup Архив новостей

    Авторский сайт Дмитрия Саночкина. Copyright © 2009-2017 All rights reserved.