cup Разделы Дмитрий Саночкин - Авторский сайт » проза » О творчестве. Часть 2

О творчестве. Часть 2

В наши дни в киосках печати можно встретить книжки, озаглавленные словом «Арт-терапия». В большинстве из них предлагается раскрасить некоторые контурные рисунки. Само это слово является термином обозначающим направление в психотерапии. В Википедии – электронной энциклопедии интернета, например, можно прочитать такое его определение, взятое из специальных источников:

«Арт-терапия (от англ. art, искусство) - направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве. В узком смысле слова, под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством, имеющая целью воздействие на психоэмоциональное состояние пациента. Главная цель арт-терапии состоит в гармонизации психического состояния через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства и эмоции: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т. д. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что содержания внутреннего «Я» человека отражаются в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру, в ходе чего происходит гармонизация состояния психики. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация».

Из данного отрывка становится ясно, что значение этого термина в основном является узкоспециальным, относящимся к медицине. В то же самое время, вероятно то, что практически любое творчество может содержать в себе факторы оздоровления, или терапии, и не только. Уже сам тот факт, что слово «арт-терапия» выносится в заглавие пособий для самостоятельной практики в домашних условиях, о которых пишу выше, говорит о расширении области его применения – от узкоспециального до любительского, индивидуального.

Получается, что арт-терапию можно понимать двояко - как в узком смысле, так и в широком (философском, индивидуальном). В узком смысле под ней обычно понимается несложное рисование, например, по рисуночным тестам под руководством психолога. Для такого рисования пациенту не обязательно обладать специальной подготовкой. В широком смысле - каждый понимает арт-терапию по-своему. Кстати, нужно добавить, что в ее диапазон, по определению, могут включаться самые разные виды творчества - не только рисование, но и музыка, танец, театр и т.д.

Как я сам для себя понимаю арт-терапию (во втором смысле)? Как я могу определить значение этого понятия, не опираясь на готовое определение? Это, прежде всего, работа. Работа = терапия. Арт-терапия - это не обязательно неискусное творчество в специальных рамках. Для него можно уметь рисовать, хотя бы в какой-то степени. Это может быть творчество человека обладающего подготовкой, или с любой степенью такой подготовки - от начальной, до самой высшей. Получается, что всякий человек, который хотя бы иногда находит время, силы и желание заниматься творчеством, уже участвует в процессе арт-терапии (хотя при этом не используются специальные психотерапевтические методики, но оздоровительный эффект все равно может иметь место!).

Зачем нужно творчество и арт-терапия? Затем же, зачем нужна профилактика заболеваний, зачем нужно оздоровление. Только здесь мы имеем дело не с физическими недугами, а, чаще всего, с расстройствами душевными, или психологическими, такими как депрессия, страхи, фобии, низкая самооценка и т.д.. Внутреннее здоровье не менее важно, чем здоровье физического организма.

Каков механизм данного процесса творчества? Один из вариантов ответа на этот вопрос: когда человек трудится творчески, то в процессе такой работы он развивает положительные внутренние качества и факторы своей личности и преодолевает отрицательные. Например, рисуя, он тренирует внимание, учится смотреть на мир и замечать его отличительные черты и оттенки, что может в будущем помочь ему в жизни, когда понадобится активное творческое и позитивное отношение к миру. Подобное отношение к действительности есть один из главных результатов занятий творчеством (арт-терапией), это обобщенно то, что развивается в процессе таких занятий. Есть и другие особенности, на которых, в частности, построены арт-терапевтические методики, и о которых было сказано выше в определении этого понятия. Если же, в качестве дополнения, обратиться к определению психологии и эстетики, то можно сказать, что искусство и творчество, в частности, могут влиять на развитие эмоционально-чувственной сферы человека, формировать у него эстетические чувства, которые выделяются в особый класс. А по богатству и разнообразию человеческих чувств можно судить об уровне его психологического развития. Наукой также доказано, что занятия некоторыми видами творчества, кроме развития эмоционально-чувственной сферы, могут способствовать развитию мелкой моторики человека, что может благоприятно сказываться на функционировании его мозга и нервной системы, улучшать его здоровье и самочувствие, повышать его возможности социальной адаптации. В качестве подверждения этих слов позволю себе процитировать еще один небольшой отрывок, взятый из научной литературы:

«Для лиц пожилого и старческого возраста развитие мелкой моторики играет большое значение для поддержания работоспособности коры головного мозга и, как следствие, для поддержания качества жизни. Кроме того, для лиц пожилого возраста, перенесших различные травмы и заболевания, приводящие к нарушению мозговой деятельности, мероприятия по развитию мелкой моторики способствуют улучшению психического здоровья и, в целом, восстановлению деятельности центральной нервной системы» (Лобанова Н.А., Соловьев А.Г. Развитие мелкой моторики и стимуляция высших психических функций у лиц пожилого возраста / Материалы XX Международной научно-практической конференции «Пожилой больной. Качество жизни» // Клиническая геронтология, 9-10, 2015, с. 46-47).

В чем заключаются цели арт-терапии? Этих целей может быть несколько. Вот, например, одна из них: бодрствование ума, активности жизненных сил. Жизнь некоторых людей представляет собой сон. Сон сознания, сон ума, сон творческих сил и энергий. Во всем этом может содержаться условие и фактор психологических проблем. Известно такое крылатое выражение поэта Николая Заболоцкого: «Душа обязана трудиться». Подобно тому, как мышцы физического тела без движения могут атрофироваться, точно также могут атрофироваться важные внутренние психологические качества и характеристики личности, при этом сам человек может терять иммунитет к жизненным трудностям или проблемам и становиться жертвой отрицательных эмоций, негативных состояний ума, что впоследствии может отразиться с худшей стороны и на его физическом здоровье (психосоматические расстройства). Можно попытаться избежать всего этого, благодаря занятиям творчеством.

Для чего еще может быть нужно бодрствование ума, активность жизненных сил, развитие творческих способностей? Дело в том, что возможен такой режим функционирования психики, когда человек выходит за пределы своего ограниченного эго-сознания и соприкасается с высшими состояниями сознания (иногда в литературе их обозначают как «измененные состояния сознания» (ИСС)), раскрывать их в себе. Многим творческим людям известны подобные состояния, или то, что обобщенно названо словом «вдохновенье». Если кто-то ставит перед собой целью раскрытие такого рода состояний в себе, если он стремиться к духовному совершенству, то занятия творчеством могут ему в этом помочь. Арт-терапия может также служить подспорьем и ступенью к более высоким духовным практикам, или может замещать такого рода практики (пример высокой поэзии, которую иначе еще называют «служеньем муз» (муза – высшее духовное существо в греческой мифологии), может быть, здесь имеется в виду нечто большее, чем просто поэтический образ или метафора?).

Терапия творчеством может содействовать не только профилактике и лечению внутренних психологических недугов, сохранению и поддержанию душевного здоровья, но еще и оказывать свое влияние на развитие личности человека в целом. Например, о физической культуре можно сказать, что одной своей стороной она примыкает к медицине, а другой - к спорту. Также точно дела обстоят и с ролью творчества в нашей жизни – она может быть двухсторонней. Творческая активность может содействовать не только оздоровлению, но и служить фактором развития личности человека. Примерами этого может служить жизнь и деятельность многих известных и выдающихся людей прошлого и современности, и не только их одних.

Кроме чисто духовной цели (или мистической – мистика нынче в моде), обозначенной выше, у творчества может быть и другая цель - достижение эффективности в этой земной жизни. Это может быть не менее важная цель, чем стремление к чему-то небесному, или абстрактному, идеальному. Мы живем на земле, а, значит, нам нужны инструменты для такой жизни. Мы привыкли к внешним инструментам - лопата, гитара, штангенциркуль - они, как говорится, на виду. Но есть еще и внутренние или психологические инструменты, относящиеся к мышлению, воображению, творческим и интеллектуальным способностям. Занятия творчеством могут служить цели развития и применения такого рода инструментов (навыков) - способов думанья (в том числе абстрактное мышление, воображение), реагирования, энергетических режимов работы (подробнее обо всем этом можно узнать, например, из книг психолога И.Н. Калинаускаса; существует множество книг самых разных авторов, посвященных данной психологической тематике).

Могу ли я привести здесь конкретные примеры лечебно-оздоровительного или развивающего действия арт-терапии в домашних условия? На самом деле, таких примеров существует целое множество. Многие мои родственники, друзья и знакомые владеют творческими навыками. При этом кто-то овладевал ими, благодаря подсказкам своих родных и близких, кто-то учился, почти можно сказать самостоятельно, беря схемы поделок из интернета. Среди моих друзей есть люди с ограниченными возможностями здоровья. Для них занятия творчеством очень важны, так как не дают им упасть духом, избавляют от страхов и фобий, помогают поверить в себя, поднять свою самооценку, да и просто скоротать лишнее время, которое у них имеется в запасе. Последнее, кстати, немаловажно для инвалидов, так как многие из них бывают не в силах работать и мучаются от скуки в «четырех стенах», не будучи в состоянии найти себе применение.

Я знаю примеры, когда творчество становилось для людей смыслом их жизни и помогало в личностном развитии. Знаком с одной девушкой-инвалидом, которая однажды решила самостоятельно освоить технику бисероплетения. Зовут ее Анна. Схемы для своих работ она нашла в интернете. С тех пор прошло несколько лет, а ее интерес к созданию поделок из бисера не ослабевает. Я допускаю, что для нее такое творчество теперь значит уже нечто большее, чем «средство от скуки», оно превратилось для нее в смысл ее жизни. Я заметил, что девушка та изменилась, с тех пор как начала заниматься бисероплетением, она стала еще более активной, чем была раньше. Для обозначения и характеристики таких людей, как она, часто пользуются специальным выражением «люди с активной жизненной позицией». Вполне возможно, что, во многом благодаря занятиям творчеством, она смогла поднять свою самооценку, что пригодилось ей в ее самореализации в области социальной жизни, послужив начальной ступенью для ее дальнейшего роста – спустя какое-то время она сумела получить дополнительное образование. Думаю, что занятия творчеством могли также отразиться лучшим образом и на состоянии ее физического здоровья. Сама она на вопрос: «Что ты получаешь от такой работы, она тебе помогает в жизни?» однажды ответила так: «Процесс работы бисероплетения лично меня успокаивает, я испытываю чувство удовлетворения от того, что что-то получается, что могу делать поделки своими руками». Так что, судя по ее словам, польза для здоровья в ее занятиях творчеством тоже имеется.

Другой пример. Друг нашей семьи, Любовь Николаевна, уже давно живет на пенсии. Недавно ей исполнилось 87 лет. Всю свою жизнь она проработала на производстве. Ее профессия – чертежница. Скорее всего, между характером ее специальности и тем обстоятельством, что она, уже, будучи на пенсии, обратилась к творчеству, существует прямая связь – сказался навык творческой профессии. Любовь Николаевна удивительный человек. Она обладает прекрасными человеческими качествами. Но это далеко не все. Уникальность ее заключается в том, что она владеет навыками работы сразу в нескольких техниках декоративно-прикладного творчества: вязание, вышивка, плетение из ниток, квиллинг, модульное оригами. Возможно, что я еще не все техники перечислил. Осваивает эти навыки она зачастую самостоятельно. Иногда ей бывает достаточно небольшой подсказки, или даже просто возможности посмотреть один-два раза на ту или иную поделку, и она уже может получить представление о том, как можно ее создать своими руками. Любовь Николаевна очень жизнерадостный человек. Внешне создается порой такое впечатление, что она живет, как будто бы не замечая своих лет. Хотя, конечно же, ее годы наверняка дают о себе знать, и здоровье периодически беспокоит. Но благодаря занятиям творчеством, она находит в себе силы продолжать жить дальше, и даже радоваться жизни. К сожалению, в наше непростое время некоторые молодые люди не хотят или не умеют радоваться жизни. Тем удивительней случай Л.Н., человека, прожившего долгую и непростую жизнь, и до самой старости не потерявшей умение радоваться каждому новому дню, и заражать этой радостью окружающих ее людей – через обмен теплыми чувствами, а также теми поделками, которые она делает своими руками, и затем дарит своим близким и друзьям.

В заключении скажу, что здесь обозначены только некоторые особенности назначения и применения творчества, наиболее общие, по-видимому, есть и другие. Данный текст представляет собой набросок мыслей. Его автор предоставляет читателю на досуге самому продолжить размышление на эту тему, и попробовать открыть для себя ту цель или тот метод занятий творчеством, следование которому необходимо ему в данный момент в его повседневной жизни. Главная мысль и идея данной статьи заключается в том, что диапазон отношений к творчеству, а также круг целей и способов применения последнего в нашей жизни может быть широким и разнообразным. Он не ограничивается только специальными практиками, под руководством инструкторов. Каждый может черпать из этого «кладезя» целебные силы, может овладевать различными видами творчества не только под специальным руководством опытных и знающих людей, но также и самостоятельно, «для души», может осваивать различные творческие техники и применять их в своей жизни на радость себе и окружающим.
21.09.16 г.
  • Категория: проза, проза/очерки. Добавил: dima (18 декабря 2017).
    cup Другие новости из категории проза, проза/очерки :
    Информация
    cup Вход на сайт    cup Регистрация cup Лучшие новости cup Облако тегов cup Наш опрос cup Немного рекламы cup Календарь cup Архив новостей

    Авторский сайт Дмитрия Саночкина. Copyright © 2009-2018 All rights reserved.