cup Разделы Дмитрий Саночкин - Авторский сайт » проза » Новый мир в картинах Николая Рериха

Новый мир в картинах Николая Рериха

Николай Рерих (1874-1947) известен в нашей стране и во всем мире как выдающийся художник, философ, общественный деятель, археолог и путешественник.

Многими людям почетаемо и любимо его творчество, в особенности, его живописные картины. В последних привлекает, прежде всего, яркая и необычная цветовая гамма и сюжеты, взятые из повседневной жизни, из жизни природы, из истории и культуры людей.

Из его литературных произведений наибольшее впечатление производят его очерки, в которых он затрагивает темы искусства, культуры и философии, а также его необычные рассказы и стихи.

Главная мысль Николая Рериха, которая проходит красной нитью через все его творчество, заключается в принятии идеи Культуры. Культура, по его мнению, это не нечто застывшее. Она выражается, прежде всего, в творческом отношении к действительности, в принятии образцов науки, искусства и религии, в их осмыслении и применении к жизни.

По мнению художника, современный мир переживает кризис Культуры, который отражается и на других сторонах жизни людей – духовный кризис находит свое отражение в кризисе нравственном и материальном.

Несмотря, казалось бы, на обилие в мире предметов и образцов культуры, люди нередко остаются глухи к ним, равнодушно проходят мимо них, не понимая их истинной ценности и значения. Кроме того, культура, к сожалению, часто становится в наше время средством для наживы, и при этом утрачивается ее исконный смысл.

Открыть заново ценность Культуры для человека, ее сокровенный смысл - вот в чем видел цель свой жизни известный русский художник Николай Рерих. Он, также как в свое время писатель Федор Достоевский, верил в то, что «мир спасет красота» (цитата из романа Ф.М. Достоевского). Впоследствии Николай Рерих так перефразировал и дополнил эту крылатую фразу: «Осознание красоты спасет мир».

Новый мир в картинах Николая Рериха
Святослав Рерих. Портрет Николая Рериха у скульптуры Гуга Чохана. 1937

В своем очерке «Твердыня пламенная» художник говорит:

«Не для слез и отчаяния, но для радости духа созданы красоты Вселенские. Но радость должна быть осознана, а без языка сердца где же раскинет радость светоносный шатер свой? Где же, как не в сердце, твердыня радости?» [1]

Для того чтобы передать другим людям свое особенное ощущение Прекрасного, для того, чтобы поделиться с ними «сознанием красоты», Николай Рерих и создавал свои произведения, свои глубокие и вдохновенные философские очерки, свои необычные рассказы и стихи, свои яркие и запоминающиеся, «пламенные» картины.

Творчество Рериха восхищает и поражает одновременно. Такую же яркую и необычную гамму красок, которую мы видим на его картинах, можно увидеть только в редких произведениях других известных и знаменитых художников. Сюжеты его картин и литературных произведений, взятые из повседневной жизни, жизни природы, истории и культуры людей, а также обращенные к философии и религии, заставляют людей устремляться к Прекрасному, искать Истину, напрягать свою память и воображение, обращаться к мировой истории и культуре, заново переосмысливать и изменять свою жизнь в соответствии с высокими ценностями и идеалами.

* * *


Я помню, как начиналось мое знакомство с рериховским наследием. В наш город, - кажется, это было в 93-м или 94-м году, - приехала выставка живописных этюдов Николая Рериха из цикла «Алтай-Гималаи». Все эти произведения были созданы художником во время его первой экспедиция по странам Востока, которая состоялась в 20-х годах прошлого столетия.

Мне памятно то необычное впечатление, которое произвели тогда эти работы на мое сознание и воображение. Удивительный, доселе неведомый мир ярких завораживающих красок и образов открылся тогда впервые моему взору. Никогда, ни до, ни после своего пребывания на этой выставке, я не переживал в своей жизни подобных чувств.

Ощущения эти трудно передать словами. Можно сказать, что это было некое переживание катарсиса, очищение души с помощью искусства.

Душе открылся тогда какой-то иной мир, другое измерение бытия, в котором природа и человек предстают в более светлом и возвышенном, одухотворенном облике... Душа узнавала себя в такие минуты созерцания гениальных творений, соединялась с высшим в себе, с тем, что называется в философии «Высшим Я». Это чувство было сродни религиозному экстазу, духовному откровению. Думаю, что не совсем преувеличение - сказать так.

Новый мир в картинах Николая Рериха
Николай Рерих. Гора пяти сокровищ (Два мира). 1933

После выставки, в фойе музея, я приобрел книжку, в которой в систематизированной и дидактической форме были изложены основы Учения Живой Этики, то есть того Учения Востока, которое несли Рерихи в этот мир.

Читая дома эту книгу, я снова и снова переживал те чувства, которые испытывал от восприятия живописи Николая Рериха. Можно даже сказать, что между его картинами и тем, что я читал, существует неразрывная связь, одно находит свое отображение в другом, и эта гармония различных образцов рериховского наследия начинает звучать и отзываться в сердце духовно-ищущего человека симфонией удивительной силы и красоты, знания и мудрости.

Многие люди отмечают особенное влияние его картин на свое сознание. Известен, например, такой отзыв о них премьер-министра Индии Индиры Ганди, который содержится в ее интервью прессе:

«Его картины поражают богатством и тонким ощущением цвета и, прежде всего, замечательно передают таинственное величие природы Гималаев. Да и сам он своей внешностью и натурой, казалось, в какой-то степени проникся душой великих гор. Он не был многословен, однако от него исходила сдержанная мощь, которая словно бы заполняла собой все окружающее пространство. Мы глубоко уважаем Николая Рериха за его мудрость и творческий гений. Мы также ценим его как связующее звено между Советским Союзом и Индией... Я думаю, что картины Николая Рериха, его рассказы об Индии передадут советским людям часть души их индийских друзей. Я знаю также, что Н.К. Рерих и его семья во многом способствовали тому, чтобы в Индии создалось более полное представление о Советской стране» [2].

Известны также и слова советского космонавта Юрия Гагарина, которые он записал в бортовом журнале во время своего исторического полета в космос, и в которых находит отражение его отношению к картинам Н.К. Рериха:

«Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха» [3].

* * *


Есть нечто в картинах Николая Рериха, что как будто бы приоткрывает в душе какую-то дверь, которую мы могли бы назвать «дверью восприятия», через которую человек видит образы Иного мира, Идеального, или Тонко-материального мира, лежащего за пределами обыденной реальности. Об этом свойстве картин художника уже не раз было написано самыми разными людьми.

Но хотелось бы еще немного поразмышлять на эту тему. Что же это за свойство, которое так действует на человека? В чем секрет магии этих картин?

Рерих часто выбирает для своих картин необычные и величественные виды природы и сюжеты из истории и культуры и силой своего художественного мастерства еще более увеличивает их воздействие. Но это не обычное приукрашивание, это скорее открытие внутренних их свойств. Этим художник дает возможность зрителю своих картин отрыть для себя новую реальность, увидеть привычный, казалось бы, мир с другой уникальной стороны.

При этом человек нередко открывает и свою потенциальную уникальность, уникальность своей души, своего мировосприятия - через призму уникальности видения художника, благодаря сочувствию и сопереживанию его произведениям.

В экспедициях по странам Востока, в которых принимал участие Николай Рерих, и в которых зачастую он писал свои картины, проходя трудными путями Тибета и Алтая, он сталкивался с необычными жизненными переживаниями, испытаниями духа. Все это, по всей видимости, помогало открытию в нем нового человека, человека Нового мира, человека уникального и неповторимого, человека - труженика и творца. И именно этот человек в нем создавал все эти удивительные и без преувеличения гениальные произведения - шедевры искусства. То же можно сказать и о его литературных произведениях, в них также нашло отражение это свойство его духа.

Своим творчеством Николай Рерих открывает духовную глубину человека и для нас, помогает нам открыть ее в себе.

Новый мир в картинах Николая Рериха
Николай Рерих. Звезда Героя. 1933

Предвидя новые времена, эпоху Нового мира, - которую он, в соответствии со своим увлечением восточными учениями, называл Эпохой Майтрейи, то есть Будды грядущего, - Рерих, совместно с другими членами своей семьи, также точно трудившимися на ниве искусства и литературы, своим творчеством закладывает фундамент для подготовки человечества к этому Новому времени, закладывает основы для изменения мышления и восприятия современных людей.

Отзовется ли сердце людское на этот мощный призыв Мудрости и Красоты или останется глухо к нему? Даст ли всем нам этот творческий импульс великих людей толчок к познанию и изменению самих себя в соответствии с многовековыми ценностями мировой культуры?

Ответ на этот вопрос даст нам время. Но теперь уже ясно одно, что уже сейчас необходимо использовать знакомство с Культурой, в том числе в образе рериховского наследия, для того, чтобы преодолеть духовный кризис современности.

Новый мир ждет нас за горизонтом нашего познания и мышления, он ищет новых друзей и работников во имя Общего блага, он открывает свои объятия всем тем, кто нуждается в тепле и участии, заботе и внимании и в открытии нового непреходящего смысла нашего бытия...

В обычной жизни мы не всегда в полной мере проявляем свои творческие и интеллектуальные способности. К сожалению, жизнь учит, - и в нынешние времена потребительского общества все больше и больше, - учит довольствоваться типическим в людях и в себе, а не открывать неповторимое и уникальное.

В том и заключается ценность Культуры, что она своими образцами иной раз будит в нас стремление к творчеству, к Прекрасному, тягу к познанию, к Свету.

Творчество Николая Рериха здесь не исключение. Как и всякое истинное искусство, оно обращается к духу человека и к его душе, заставляет их трепетать в порыве радости и вдохновения, открывает божественную сущность в нем, сущность не скованного внутренними и внешними ограничениями сознания, хотя, конечно, же, - что стоит отметить здесь, - проявляется такая внутренняя духовная трансформация не сразу, а спустя некоторое время, и происходит она ценой многих усилий со стороны самого человека.

В последнем случае, человек должен осознать себя, как творца своей судьбы, и как господина своего я, он должен научиться работать над собой в направлении освобождения своего разума и души от всего случайного, наносного, в преодолении типического, и в выявлении неповторимого…

Культура же в свою очередь может задавать импульс и направление такой работы - работы, подобной труду скульптора, когда тот своим резцом отсекает от камня все лишнее и выявляет законченный образ.

Культура дает искру, способную зажечь пламень свободного мышления и творческого вдохновения, который своим ярким светом озаряет застарелую тьму несовершенного человеческого сознания. В этом благородном воздействии, по определению, заключается ее главная заслуга, цель и смысл.

Такие мыслители, как Николай Рерих, видели, что мир на нынешнем этапе своего развития остро нуждается в притоке новых сил, способных помочь в преодолении его духовного кризиса. И он видел культуру, как главную силу для такого изменения.

Об особой роли культуры в жизни общества говорили во все времена. Знаменитому китайскому философу Конфуцию приписывают такие слова: «Если хочешь узнать, благополучно ли обстоят дела с правлением какой-то страны и здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке». Немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете, автор трагедии «Фауст», говорил: «Есть две вещи, которые родители должны дать своим детям: корни и крылья». А Николай Рерих писал в одном из своих сочинений:

«Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты» [4].

По его мысли, именно идея Культуры, с большой буквы, в сочетании с личными усилиями человека в направлении ее принятия и претворения в своей жизни, может способствовать его морально-нравственному улучшению, выявлению лучших и совершенных качеств его внутренней природы, изменению и преобразованию его духовной, материальной и социальной жизни.


Литература.

1. Рерих Н.К. Знак эры / Н.К. Рерих; [сост. Н. Ковалева]. - М.: Эксмо, 2012. С. 156
2. Интервью с Индирой Ганди / Держава Рериха. Сборник статей - М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2004. С. 65.
3. Зажигайте сердца! Сборник. - Изд. 2-е. - М.: Молодая гвардия, 1978. С. 24
4. Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 63.

2012-2014 гг.
  • Категория: проза, проза/очерки. Теги: Николай Рерих, искусство, культура. Добавил: dima (8 октября 2018).
    cup Другие новости из категории проза, проза/очерки :
    Информация
    cup Вход на сайт    cup Регистрация cup Лучшие новости cup Облако тегов cup Наш опрос cup Немного рекламы cup Календарь cup Архив новостей

    Авторский сайт Дмитрия Саночкина. Copyright © 2009-2022 All rights reserved.