cup Разделы Дмитрий Саночкин - Авторский сайт » проза » Атомная Леда. От Ренессанса до наших дней

Атомная Леда. От Ренессанса до наших дней

Картина «Атомная Леда» знаменитого испанского художника Сальвадора Дали притягивает взгляд своей особой загадочностью и выразительностью. Что изображено на ней? Как можно ее интерпретировать? Давайте попробуем вместе подобрать «ключи» к данному произведению.

Атомная Леда. От Ренессанса до наших дней

В Википедии содержится следующее краткое описание данной картины:

««Атомная Леда» (исп. Leda atomica) - картина Сальвадора Дали, написанная в 1949 году в то время, когда Дали проживал в Калифорнии. Дали начал работу над своим холстом в 1945 году, вскоре после атомной бомбардировки Хиросимы. Картина вместила в себя известный с XVI века иконографический сюжет, изображающий Леду, легендарную правительницу Спарты, в процессе совокупления с принявшим форму лебедя Зевсом.

Слово «атомная» появилось в названии картины потому, что вдохновленный информацией о структуре атома, частицы в котором разделены пустотой и никогда не соприкасаются, Дали изобразил на картине все предметы висящими в пустоте и не прикасающимися друг к другу.

Сцена носит эротический характер, Леда изображена обнаженной. Сальвадор Дали представил Леду в образе своей жены, Галы, изображенной на пьедестале, лебедь находится слева позади Галы. На заднем плане изображены скалы Cap Norfeu (дикий скалистый берег Коста-Брава в Каталонии (регион Испании), между землями Росас и Кадакес, что позволяет нам определить местоположение сюжета»
[1].

Другой источник проливает чуть больше света на это произведение, связывая, в частности, его содержание с мотивами личной жизни художника:

«В картине Атомная Леда Дали связал тему естественных наук с мотивами греческой мифологии.

Все в этой картине парит - даже волюты (архитектурные детали). Художник изображает энергетическое равновесие между силами притяжения и отталкивания внутри атома. Этот баланс присутствует и в отношениях между Ледой и лебедем, которым посвящена картина.

В противоречие мифу, согласно которому Зевс покорил Леду, Дали не написал слияния этих двух существ. Хотя Леда (лицо которой написано с Галы) повернулась к лебедю, и композиционно они - единое целое, соприкосновение между ними отсутствует.

Это изображение любви как нерасторжимой, но не сексуальной связи соответствует отношениям Дали с его супругой Галой (как отмечали биографы)»
[2].

В книге Робера и Николы Дешарн, посвященной жизни и творчеству Сальвадора Дали, приводится еще несколько интересных фактов, проливающих свет на загадку этой картины:

«Дали однажды скажет ««Атомная Леда» - ключ к разгадке нашей жизни. Все в ней висит в пространстве и при этом ничто ничего не касается. Сама смерть поднимается на некоторое расстояние от земли». Именно во время работы над этой картиной Дали стремится упорядочить свое вдохновение и свою технику при помощи четких правил. Он увлекается «божественной пропорцией», описанной Фра Лукой Пачоли в XV веке. При помощи румынского математика князя Матилы Гики, с которым он познакомился в Калифорнии, художник в течение трех месяцев математически рассчитывает расположение каждого элемента «Атомной Леды», строя композицию вокруг фигуры Гала-Леды. Таким же образом он будет действовать и в других своих работах, используя то золотое сечение, то «божественную пропорцию»» [3].

Если говорить еще более конкретно, художник вписал образы и композицию этой картины последовательно - в круг, правильный пятиугольник и пентаграмму. Существует его этюд к картине «Атомная Леда», выполненный карандашом и датируемый 1947 годом, в котором, помимо основного изображения, можно увидеть данные геометрические фигуры.

Атомная Леда. От Ренессанса до наших дней

Очевидно, что их выбор неслучаен. Известно, что «Пифагор утверждал, что пентаграмма, или, как он ее называл, гигиея (в честь греческой богини здоровья Гигиеи) представляет собой математическое совершенство, так как скрывает в себе золотое сечение» [4].

Дали интересовался математикой, он видел в ней метод, благодаря которому он мог бы придать своим произведениям более совершенную и гармоничную форму, приблизив их к идеалу. В своей книге «50 магических секретов мастерства» он писал о пользе математики и геометрии в живописи:

«Я знаю, что художники более-менее романтического склада полагают, будто эти строительные леса математики губительно сказываются на вдохновении, заставляя художника предаваться излишним размышлениям. Можете смело и без колебаний возразить им, что вам не придется утруждать свою голову, так как золотое сечение, которое Лука Пачоли называл «божественной пропорцией», позволит вам воспользоваться теми естественными возможностями, которые этот метод открывает перед вами» [5].

Можно вспомнить также, что образ Леды и Лебедя-Зевса встречается во многих произведениях мирового искусства, в частности, созданных в Эпоху Возрождения. Он виден, например, на картине Леонардо да Винчи, написанной им в 1508 году (оригинал не сохранился). Леонардо тоже интересовался математикой и геометрией, известно также, что он дружил с уже знакомым нам Лукой Пачоли и даже проиллюстрировал его книгу «О божественной пропорции».

Атомная Леда. От Ренессанса до наших дней
Флорентийская копия с утраченного полотна Леонардо

И еще немного интересного. В другой своей картине, которая носит длинное и несколько странное название «Обнаженный Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворенная лицом Гала» (1954), Сальвадор Дали создал копию образа Леды, который когда-то в прошлом нарисовал Леонардо да Винчи.

Все вышесказанное говорит нам о том, что испанский художник питал особое уважение к искусству Эпохи Возрождения и черпал из него вдохновение для создания своих загадочных и еще не до конца расшифрованных картин.

Лично мне в связи с данной работой приходит на ум следующее толкование. Атомная Леда - символ энергии, которую генерирует душа человека. Заряд этой энергии сопоставим с зарядом ядерной бомбы. Человек содержит внутри себя еще не до конца раскрытые и изученные возможности.

Цель данной статьи - показать, что произведения Сальвадора Дали не лишены смысла, как, возможно, думают некоторые, но что, говоря словами его самого, «смысл их так глубок, сложен, многозначен и непроизволен, что ускользает от простого анализа и определения с помощью логической интуиции» [6].

Наверно пройдет еще немало времени, прежде чем человечество дорастет до его картин, прежде чем оно сможет понять и оценить их в полной мере.

Казалось бы, уже многое написано по этой теме, и тема эта должна быть изучена. Но во-первых, мы-то можем об этих исследованиях ничего не знать.

И наверно, даже несмотря на наличие такого рода исследований, которые дают нам «ключи» к загадкам творчества Сальвадора Дали, все же будет оставаться в его творчестве что-то такое, что всегда будет находиться за их рамками. Потому что необходимо дать зрителю возможность самому сделать попытку разгадать секрет этих картин, нельзя полностью лишать его такой возможности.


Примечания:

1. Википедия, статья «Атомная Леда» (дата обращения: 20.11.2020).
2. Франк Вейерс. Сальвадор Дали. Жизнь и творчество. KONEMANN, 2005. С. 62.
3. Робер Дешарн, Никола Дешарн. Сальвадор Дали. ЭДИТА Паламед. 1996. С. 37.
4. Википедия, статья «Пентаграмма» (дата обращения: 20.11.2020). См. также Сигачев А.А. Пифагор (научно-популярный очерк) // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 6, 2010. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/6/Sigachev/ А также см. по этой же теме статью Семена Мартынова «Высокие отношения», опубликованную в журнале «Вокруг света» № 5, 2016. URL: http://www.vokrugsveta.ru/article/249499/
5. Дали С. 50 магических секретов мастерства. - М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 177.
6. Сальвадор Дали. Мои сильные стороны, пер. с фр. Н. Дезен. // Сальвадор Дали. Альбом / Авт.-сост. Е.В. Завадская. - М.: Изобраз.искусство, 1992. С. 16.
cup Другие новости из категории проза, проза/очерки :
Информация
cup Вход на сайт    cup Регистрация cup Лучшие новости cup Облако тегов cup Наш опрос cup Немного рекламы cup Календарь cup Архив новостей

Авторский сайт Дмитрия Саночкина. Copyright © 2009-2020 All rights reserved.