Разделы | Дмитрий Саночкин - Авторский сайт » проза » Восток в творчестве Николая РерихаВосток в творчестве Николая РерихаТемой данной статьи будет являться поиск истоков восточной тематики в искусстве известного русского художника Николая Рериха (1874-1947). Мы попытаемся выяснить, с какого именно периода началось использование художником данных мотивов в его художественном и литературном творчестве. В конце статьи мы подведем итог исследованию, определив ценность данного творчества в контексте культуры. Начнем мы немного издалека, затем перейдем к основной теме. Известно, что поэт Николай Гумилев, поэзия которого оказала большое влияние на культуру периода Серебряного века, в своей статье, написанной в 1909 году, давал высокую характеристику творчеству Николая Рериха: «Рерих – вот высшая степень современного русского искусства. Он глубоко национален, именно национален, а не народен. Не принимая современную Россию за нечто самоценное, законченное, он обращается к тому времени, когда она еще создавалась, ищет влияний скандинавских, византийских и индийских, но всех преображенных в русской душе. Манера его письма – могучая, здоровая, такая простая с виду и такая утонченная по существу – меняется в зависимости от изображаемых событий, но всегда раскрывает лепестки одной и той же души, мечтательной и страстной. Своим творчеством Рерих открыл непочатые области духа, которые суждено разрабатывать нашему поколению» [1]. Мы узнаем, что примерно с середины 1900-х годов в творчестве Н.К. Рериха начинают появляться те «индийские влияния», о которых пишет Н.С. Гумилев: «Благодаря Елене Ивановне Николай Константинович познакомился с трудами выдающихся мыслителей Индии – Рамакришны и Вивекананды, с литературным творчеством Р. Тагора, вместе они изучали Упанишады. Знакомство с философской мыслью Востока нашло свое отражение в творчестве Н.К. Рериха. Если в ранних картинах художника определяющими сюжетами являлась древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природной стихии («Город строят», «Идолы», «Заморские гости» и др.), то уже с середины 1900-х годов тема Индии и Востока все чаще звучит на его полотнах и в литературных произведениях» [2]. Сам Николай Гумилев тоже, как оказалось, был не чужд интересу к экзотической восточной культуре и мистике, о чем говорят исторические документы: «В эти годы Гумилев дважды добирался до Африки. Первое путешествие летом 1907 года было коротким: 15 мая Брюсов записал в дневнике: «Приезжал в Москву Н. Гумилев. Говорили о поэзии и оккультизме» [3]. Данное увлечение восточной философией и теми учениями, которые примыкают к ней, я имею в виду, прежде всего, теософию, как известно, было свойственно многим известным людям той эпохи. Например, другой знаменитый поэт, Александр Блок, который сам не был теософом, так писал об этом в своем письме к матери: «Теософия в наше время, по-видимому, есть один из реальных путей познания мира; недаром ей предаются самые разнообразные и очень замечательные люди во всей Европе» [4]. Еще одним ярким примером такого рода поиска может служить жизнь и творчество поэта, писателя и последователя символизма Андрея Белого, который в конце 1890-х годов, кроме идей Вл. Соловьева и Ф. Ницше, интересовался буддизмом и оккультными науками, а позднее, будучи уже в зрелом возрасте – отдавал дань уважения антропософии, что нашло отражение в некоторых его литературных произведениях [5]. Согласно другому источнику, «важнейшую роль в культурной жизни России сыграло распространение теософских и антропософских идей, повлиявших на представителей всех лагерей современного русского искусства, от декадентов и символистов до акмеистов и футуристов» [6]. Известный писатель и философ Николай Бердяев так писал о роли и значении той эпохи: «Многое из творческого подъема того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъемом, новизна, напряженность, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» [7]. В 1900-е годы восточная тема только начинает проявляться в творчестве Рериха. Впоследствии, в 10-е, и, особенно, в 20-е годы, т.е. в период Центрально-Азиатской экспедиции, и в последующее время, эта тема «зазвучит» уже более полно, ярко и гармонично, «зазвучит», что называется, «центральным аккордом», затмевая собой другие образы и сюжеты, другие художественные и философские мотивы в творчестве художника. Однако последние не исчезнут из его работ полностью, просто отойдут на второй план, оставляя место его увлечению восточной культурой. Такое «всецелое» обращение к теме Востока связано было также с тем обстоятельством, что семья Рерихов после 1917 года оказалась в вынужденной эмиграции, а также с тем, что Рерихи в течение нескольких лет участвовали в Центрально-Азиатской экспедиции (1923-1928), а затем обосновались в Индии, в долине Кулу. Но вернемся к 1900-м и 1910-м годам. В этот период художник только начинает разрабатывать восточную тему в своем литературном и художественном творчестве: «С 1905 года в творчестве Рериха, наряду с древнерусской темой, начинают появляться отдельные восточные мотивы. Публикуются очерки о Японии и Индии («Девассари Абунту» 1905, «На Японской выставке» 1906, «Границы царства» 1910, «Лакшми-победительница» 1909, «Индийский путь» 1913, «Заповедь Гайатри» 1916), пишутся картины на индийские мотивы («Девассари Абунту» 1905, «Девассари Абунту с птицами» 1906, «Граница царства» 1916, «Мудрость Ману» 1916 — для теософского центра в Петербурге). Кроме собираемой Рерихом коллекции картин «малых голландцев», появляется коллекция японского искусства. Рерих, помимо русской философии, изучает философию Востока, труды выдающихся мыслителей Индии — Рамакришны и Вивекананды, творчество Тагора, теософскую литературу. Древние культуры России и Индии, их общий источник, интересуют Рериха как художника и как учёного. С 1906 года Рерих дружит и имеет переписку с индологом В. В. Голубевым. В 1913 они обсуждают планы совместной экспедиции в Индию с целью изучения общности русской и индийской культур, проект создания музея индийской культуры в Санкт-Петербурге. Сотрудничает с Агваном Доржиевом и другими российскими буддистами» [8]. Известно также, что в феврале 1917 года художник участвует в выставке художественного объединения «Мир искусства» с картинами «Ковер-самолет», «Мудрость Ману», «Зовущий», «Веления неба», «Мехески – лунный народ» и др [9]. В книгах Н.К. и Е.И. Рерихов не раз встречается известное выражение, взятое из Библии, «ex oriente lux», что переводится с латинского как «Свет с Востока». Также, как и Е.П. Блаватская, они считали Восток, в частности, Индию «колыбелью человечества, прародительницей всех других наций, рассадником всех утерянных искусств и наук древности» [10]. Все эти творческие и духовные поиски приведут Рериха к тому, что он предпримет Центрально-Азиатскую экспедицию, во время которой создаст одни из самых лучших своих художественных и литературных произведений, посвященных Востоку. Это серии картин: «Его страна», «Знамена Востока», «Гималаи», «Майтрейя»; это и многочисленные этюды Гималаев и Алтая – всего более 500 полотен, этюдов и рисунков. Это также знаменитый путевой дневник художника «Алтай-Гималаи», изданный в 1929 году. В период с 1934 по 1935 гг. он участвует во второй экспедиции – Манчьжурской. С конца 1935 года Николай Рерих с семьей постоянно живет в Индии. В этот период и вплоть до самой своей смерти в 1947 году он не оставляет занятий творчеством, пишет картины, а также создает литературные произведения. Во всех этих работах он продолжает раскрытие восточной темы. Писателем Максимом Горьким Николай Рерих был охарактеризован как «величайший интуитивист века». Это было сказано им после посещения в 1915 году выставки объединения «Мир искусства», на которой Горький приобрел для себя картину Рериха «Град обреченный» [11]. Интуитивизм Рериха проявился не только в предчувствиях предвоенной эпохи, выраженной им в соответствующих работах (картины «Ангел Последний» (1912), «Небесный бой» (1912), «Град обреченный» (1914)) , но и во всем его творчестве, включая его произведения посвященные теме Востока. В те годы он предугадывал не только грядущие политические события, но и был способен увидеть «незримые знаки» Новой Эры, о приходе которой он писал в книгах серии Учение Живой Этики (Агни-йога), созданных совместно с его супругой Еленой в 1920-е и 1930-е годы. Попытка внести созидающий смысл в жизнь, стремление навести мост между великими культурами Запада и Востока - это та благородная задача, которую эти авторы, семья Рерихов, старались осуществить. Вот несколько цитат из книг Николая Рериха: «Мы просим наших друзей каждый день мыслить, произносить и применять понятия Красоты и Культуры. В этом нет ничего нового, ибо вообще ничего нового нет. Но мы собираем около этих ценных понятий новое усилие, мы стремимся помочь напряжению созидательной энергии» [12]. «Какая разница Востока от Запада? Когда этот вопрос был предложен мне в Индии, я ответил: «Самые прекрасные розы Востока и Запада одинаково благоухают»» [13]. «Не преступление следовать великому закону Истины» [14]. «Главная наша задача изучать факты честно. Мы должны почитать науку как истинное знание, без предпосылок, ханжества, суеверия, но с уважением и мужеством» [15]. Это только некоторые из цитат, большинство же мыслей еще, видимо, ждут своего читателя и исследователя. По мнению Е.А. Трофимовой, сознание человека, воспринимающего и постигающего творчество Н.К. Рериха, «преображается в своеобразный резервуар, хранящий космические смыслы и символы, во многом общие, по мысли Н.К. Рериха, для разных культур» [16]. Профессор Е.Г. Мещерина пишет об определенных закономерностях обращения к теме восточной культуры для творческих людей периода Серебряного века: «Интерес представителей русской и европейской культуры начала XX в. к древнеиндийской религии и философии, с одной стороны, находится в русле поисков духовной опоры перед лицом предчувствия мировых катастроф, а с другой – продолжает уже сложившуюся к этому времени романтическую традицию, давно включившую Восток в область своих научных и философско-эстетических построений» [17]. Подведем итог. Как мы выяснили, восточная тематика занимает значительное место в творчестве Николая Рериха, можно даже наверно сказать, одно из центральных мест в нем. Обращение к ней явилось продолжением духовных, философских, этических и эстетических исканий Эпохи Серебряного века русской культуры, их кульминацией. Художник проложил дорогу для общечеловеческой гуманистической культуры, в которой находят свое место самые разнообразные традиции, где происходит диалог мировых культур, достигается объединение и синтез лучших мыслей, чаяний и устремлений человечества. Задолго до возникновения движения Нью Эйдж [18], моды на практики типа mindfulness [19] и взаимодействия нейронаук и буддизма [20] Н.К. Рерих уже пытался обогатить западную культуру и цивилизацию восточными идеями, включая последние в свое искусство. Его усилия на этой ниве принесли плоды в виде оригинального и самобытного культурного и художественного симбиоза, вдохновляясь образцами которого многие поколения людей находили и находят пищу для своего ума и почву для своего духовного и интеллектуального роста, источник питания для своей души и основу для жизни. А значит, творческий и духовный поиск Н.К. Рериха был не напрасным. Он помог не только ему самому найти смысл жизни, но сделал возможным обретения того же самого смысла и для других людей. Спасибо мастеру за эту счастливую возможность! И спасибо ему за его уникальное виденье художника, которое, кажется, может не оставлять равнодушным даже его идейных противников и простых скептиков! Литература 1. Н.С. Гумилёв. По поводу «салона» Маковского. Журнал Театра Литературно-Художественного Общества. 1909. № 6. / «Николай Гумилев - электронное собрание сочинений»: [сайт]. URL: https://gumilev.ru/clauses/61/ (дата обращения: 08.12.2020). 2. Рерих Николай Константинович. Биография. Опубликовано: Центр-Музей имени Н.К.Рериха. Каталог. Живопись и рисунок. Николай Рерих. Святослав Рерих. Юрий Рерих. Елена Рерих. / Под общ. ред. Л.В.Шапошниковой. В 2 т. Т. 1. М.: Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2009 – С. 44–59. / Международный Центр Рерихов: [сайт]. URL: https://icr.su/rus/family/nkr/biograph/index.php (дата обращения: 08.12.2020). 3. Гумилев Н.С. Стихи; Письма о русской поэзии – М.: Худож.лит., 1990. С. 431. 4. Бекетова М.А. Александр Блок. Биографический очерк. Москва. С. 76. 5. Статья «Белый, Андрей». Энциклопедия Кругосвет: [сайт]. URL: https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/BELI_ANDRE.html (дата обращения: 08.12.2020). 6. Лобанова М.Н. Теософ - теург - мистик - маг: Александр Скрябин и его время. - СПб.: Центр гуманистических инициатив, 2017. С. 19. 7. Н.А. Бердяев. Самопознание. / ЛитРес: [сайт]. URL: https://www.litres.ru/nikolay-berdyaev/samopoznanie/chitat-onlayn/page-11/ (дата обращения: 08.12.2020). 8. Музеи Мира. О художниках и картинах: [сайт]. URL: https://museumsworld.ru/rerih/0rerih.html (дата обращения: 08.12.2020). 9. Хронология жизни и творчества Н.К.Рериха / Международный Центр Рерихов: [сайт]. URL: https://icr.su/rus/family/nkr/dates.php (дата обращения: 08.12.2020). 10. Е.П. Блаватская. Индия – колыбель человечества. М.: Вече, 2020. С. 3. 11. П.Ф. Беликов. Рерих и Горький. «Горьковский сборник», Учёные записки Тартуского государственного университета, Труды по русской и славянской филологии, XIII, Тарту, 1968. С. 251-264. / Этико-философский журнал «Грани Эпохи»: [сайт]. URL: http://www.facets.ru/biograph/03_pfb.htm (дата обращения: 08.12.2020). 12. Н.К. Рерих. Культура (1930 г.). / Николай Рерих: [сайт]. URL: http://rerich9.sitecity.ru/ltext_0204005629.phtml?p_ident=ltext_0204005629.p_2305232002 (дата обращения: 08.12.2020). 13. Н.К. Рерих. Прекрасное (1930 г.). / Николай Рерих: [сайт]. URL: http://rerich9.sitecity.ru/ltext_0204005629.phtml?p_ident=ltext_0204005629.p_2305233105 (дата обращения: 08.12.2020). 14. Там же. 15. Там же. 16. Трофимова Е.А. Творчество Н.К. Рериха в контексте эпохи модерна: вселенское чувство и социальные мифы. / Киберленинка: [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorchestvo-n-k-reriha-v-kontekste-epohi-moderna-vselenskoe-chuvstvo-i-sotsialnye-mify (дата обращения: 08.12.2020). 17. Мещерина Е.Г. Эстетика Древнего Востока. Китай. Индия. Япония. Буддизм и искусство XX века: Учеб. пособие по курсу эстетики. – М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2017. С. 310. 18. Статья «Нью Эйдж», авторы: М.А. Плотников / Большая российская энциклопедия: [сайт]. URL: https://bigenc.ru/religious_studies/text/2280750 (дата обращения: 08.12.2020). 19. Что такое майндфулнесс? / Центр MindFulness: [сайт]. URL: https://mnfs.ru/about/ (дата обращения: 08.12.2020). 20. Черниговская: буддисты помогут ученым связать мир идей и материю / РИА Новости: [сайт]. URL: https://ria.ru/20201111/buddizm-1584040482.html (дата обращения: 08.12.2020).
Информация
|
Вход на сайт Регистрация Лучшие новости Облако тегов Наш опрос Немного рекламы Календарь Архив новостей |