Разделы | Дмитрий Саночкин - Авторский сайт » проза » Николай Рерих - Будда-победительНиколай Рерих - Будда-победительНа картине Николая Рериха «Будда-победитель», созданной в 1925 году, мы видим основателя религии Гаутаму Будду, медитирующего под сводами некой пещеры. Что это за место? Ответ на этот вопрос находим в книгах Елены Блаватской – «Тайная доктрина» и «Теософский словарь»: 1. «Истинно, сокровенные части Дан или Джанна (Дхиана), метафизики Готамы – сколь высокими ни казались бы они не знакомому с доктринами древней Религии Мудрости – являются лишь малою долею целого. Индусский Реформатор ограничил свои общие Учения чисто моральным и физиологическим аспектом Религии Мудрости, этикою и человеком. Вещи «невидимые и невещественные», тайны Бытия за пределами нашей земной сферы Великий Учитель оставил совершенно незатронутыми в своих обращениях к массам, сохраняя Сокровенные Истины для избранного круга своих Архатов. Последние получали посвящение в знаменитой пещере Саптапарна (Саттапанни Махавансы), вблизи Горы Байбхар (Вебхара в Палийских Манускриптах). Эта пещера находилась в Раджагриха, в древней столице Магадха, и была та самая пещера Чета, упоминаемая китайским паломником Фа-сянь, как это правильно предполагается некоторыми археологами» [1]. 2. «Саптапарна (Санскр.) – «Состоящий из семи частей». Растение, давшее свое имя знаменитой пещере, вихаре, в Раджагрихе, теперь близ Буддагайи, где Владыка Будда обычно медитировал и наставлял своих Архатов, и где после его смерти состоялся первый Собор. Пещера эта состояла из семи залов, отсюда и название. В Эзотеризме Саптапарна есть символ «состоящего из семи частей Человека-Растения» [2]. И снова незнакомые понятия. На смену одним вопросам приходят другие. Что такое «человек-растение»? Читаем «Тайную доктрину» дальше: «Саптапарна Таково имя, даваемое человеку по Оккультной терминологии. Оно означает, как это объяснено в ином месте, растение о семи листьях, и это наименование имеет большое значение в буддийских легендах. Тот же смысл имело оно, но под маскою, и в греческих мифах. Т или (Тау), форма которого взята с числа 7 и греческой буквы Г (Гамма), было, как сказано в последнем Отделе, символом жизни и Жизни Вечной; земной жизни, ибо Г (Гамма) есть символ Земли (Геа), и Жизни Вечной, ибо цифра 7 есть символ той же жизни, связанной с Божественной Жизнью, этот двойной глиф выражен в геометрических фигурах следующим образом: Треугольник и Квадрат, символ Семеричного Человека» [3]. Здесь имеется в виду семеричное строение человека, как оно принято в теософском учении. По мысли Блаватской с пещерой Саптапарна могут быть связаны тайные учения, или, как их еще иначе называют – учения эзотерические (от греч. esotericos – внутренний [4]). Но вернемся к Будде Шакьямуни. Что еще нам известно о нем в связи с пещерой Сартапарна? Известно, что он некоторое время жил там, предаваясь аскетическим подвигам, о чем красивым поэтическим языком рассказал Эдвин Арнольд в своей книге «Свет Азии»: «Вокруг Раджагрихи пять гор возвышались, Столицу царя Бимбисары храня: Байбхара, покрытая зеленью свежей, Бипула, в подножьи которой, звеня О камни, струилась Сарсути; за нею Тенистая Тапован; ниже – пруды, Где черныя скалы, источники масла, Глядятся в спокойное лоно воды. На юго-востоке – гора Сайлагири, Там – коршунов царство; а дальше – за ней, Стоит на востоке гора Ратнагири, Гора драгоценных камней. Дорожка, мощеная плитами, смело Бежала полями, где рдели цветы Шафрана, по заросли мощных бамбуков, Чрез рощи манго и скрывалась в кусты, И вновь выбегала к утесам, где яшму Ломали и дальше лощинами шла Под сению пальм многолетних в пещеру И там пропадала чиста и светла. Прохожий! Приблизившись к этому месту, Сними свою обувь, главу преклони; Священнее нет уголка под луною: Здесь Будда провел испытания дни. Здесь вынес он холод и дождь и ненастье Осенних ночей; здесь облек он себя Одеждою желтою, тем знаменуя, Что жить будет нищим о мире скорбя, Питаться одним подаяньем случайным, Без крова, один, спать на голых камнях, Когда по окрестностям рыщут шакалы И с ревом скрываются тигры в кустах. Дни, ночи, суровым постом убивая Для неги и холи рожденную плоть, Стоял, углубленный в свои размышленья Всесветно-любимый Господь, Подобно скале, на скале неподвижно Учитель без пищи и сна пребывал. Его не боялися звери, а голубь Из чаши у ног Его зерна клевал. Так с полдня стоял Он всегда погруженный В заветные думы о том, как помочь Страданиям мира, стоял неподвижно, Пока не спускалася ночь, Не слыша, не видя, как в воздухе знойном Вставали миражи, как с алой зарей Земля целовалася, звезды всходили, Кричала сова и летал козодой» [5]. Как мы видим, картина Николая Рериха «Будда-победитель» может привести нас ко многим интересным ассоциациям и отсылкам к мировой литературе. Не все в ней просто, как это может показаться на первый взгляд. Мы попытались подобрать лишь некоторые «ключи» к этой картине. Может быть, у читателей появятся собственные ассоциации, связанные с данным произведением Н.К. Рериха. Примечания 1. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 1. – М. : Эксмо ; Харьков : Фолио, 2012. С. 25. 2. Блаватская Е.П. Теософский словарь. / Академик: [сайт]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/relig/2892 (дата обращения: 20.09.2021). 3. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Том 2. – М. : Эксмо ; Харьков : Фолио, 2012. С. 687. 4. Эзотерический Греч. – Скрытый, тайный. От греческого esotericos, «внутренний», сокровенный (Теософский словарь). Эзотерический греч. – направленный внутрь – предназначенный только для избранных, для специалистов и понятный только им. Противоположность – экзотерический (Философский энциклопедический словарь). / Национальная философская энциклопедия: [сайт]. URL. https://terme.ru/termin/ezotericheskii.html (дата обращения: 20.09.2021). 5. Эдвин Арнольд. Свет Азии. / Проект «Собрание классики» (Lib.ru/Классика): [сайт]. URL: http://az.lib.ru/a/arnolxd_e/text_1906_svet_azii.shtml (дата обращения: 20.09.2021).
Информация
|
Вход на сайт Регистрация Лучшие новости Облако тегов Наш опрос Немного рекламы Календарь Архив новостей |