Разделы | Дмитрий Саночкин - Авторский сайт » мои друзья/Ксения Баданина » Ксения Баданина. Мир Жени Нестеровой (статья в журнале "Культура Урала" №6 (72), Июнь 2019)Ксения Баданина. Мир Жени Нестеровой (статья в журнале "Культура Урала" №6 (72), Июнь 2019)Евгения Нестерова — молодой художник и поэт. Родилась она в Нижнем Тагиле, в 2008 году окончила художественно-графический факультет Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии. Но многие рисунки, стихи Жени связаны с Индией — страной, с которой тесно переплетены творческая манера, мировоззрение и образность автора. Наиболее значимой сферой ее творческой деятельности является изобразительное искусство. Именно визуальный образ предшествует ее стихам и сказкам: рисунки становятся иллюстрациями книг, а стихи обычно дополняют работы Нестеровой на выставках. В сборниках стихов «В легкой лодке», изданном при поддержке министерства культуры РФ и Союза писателей России, «И я на Небе» — иллюстрации подобраны автором из своих же рисунков. Подобное решение абсолютно оправдано, так как художественный мир Жени представляется доброй красочной вселенной, является цельным, единым и раскрывается в каждом ее произведении — и изобразительном, и поэтическом. А главное качество этой вселенной — неиссякаемая доброта и солнечность, наполняющие каждый лист. Связь рисунка и слова в творчестве Нестеровой определена всей биографией художника: «Помню, что это таинство — сохранить настроение и вкус всех приключений, встреч, отношений, сюжетов, идей под обложкой книги — сразу захватило меня. У слов есть цвет, магия, большая сила — захватывать, увлекать, проводить от и до и отпускать, но уже изменившимся». В семье выпускников худграфа всегда было много книг с иллюстрациями. Влияние на Женю как художника оказала графическая манера ее мамы Оксаны Козак — журналиста, иллюстратора. Рисунки к книгам были неотъемлемой частью занятий в Нижнетагильской художественной школе № 2, которую Женя Нестерова окончила. Сохранились миниатюрные рукодельные книжки, созданные девочкой в детском и подростковом возрасте. В 12 лет она впервые выполнила рисунки для молодежно-детского журнала «Пульсар» (Нижний Тагил) и на протяжении нескольких лет успешно сотрудничала с ним. Дипломная работа в академии — «Иллюстрации к стихам Эдварда Лира». Работает Евгения Нестерова, в основном, акварелью, восковыми мелками и цветными карандашами. Оставляет белое пустое поле по краям, а саму композицию закольцовывает. Словно в мандале, она строит особый космос. В нем связаны все элементы, мы чувствуем их иерархичность, но неравноправия между ними не возникает: и солнце, и океан, и маленький человечек с биноклем, и случайно оброненная кисточка — все взаимодействует друг с другом. Образность связана одновременно с индийской мифологией и русской традицией иллюстрирования детских книг. Влияние на художника оказали произведения Владислава Крапивина и рисунки Евгении Стерлиговой, в творчестве которой Нестерова особо ценит сопряженность иллюстрации с литературным текстом. В центре или в основании рисунка Жени часто живое существо, символизирующее нечто сакральное или просто отсылающее к чему-то доброму, уютному. Большеглазая корова с крылышками как центр мироздания, рыжий кот, живущий на небе и заботливо укрывающий человека от звездного дождя, нарядный округлый слон, доброе божество, словно обнимающее планету. Ощущение вселенной достигается и слитностью земных и небесных образов в пространстве рисунка, обилием небольших деталей, персонажей, которые закольцованы в композиции. Представление о земле, как о чем-то живом, наполняет рисунки Жени. С Индией же художник связывает выбор цветовой гаммы: цвета радужного спектра, обилие солнечно-желтого и оранжевого. Произведения Жени удивительно близки детскому мировосприятию. Созданный ею «акварельный мир» наполнен яркими красками, добрыми существами, которые, при пристальном рассмотрении, оказываются вечными образами — дружелюбными человеку силами природы, дарящими улыбку и тепло. Рисунки, как и стихи Жени, связаны важными и простыми человеческими вещами. Улыбкой — все герои, очеловеченные природные явления, улыбаются друг другу: похожий на синего льва океан ласково смотрит человеку в глаза, ветер, словно птица, уносит вдаль едущих на велосипеде героев, добродушный и немного лукавый кот хитро поглядывает на своего медитирующего хозяина. Творчеством — герои читают книгу и как будто сочиняют собственный красочный мир, отправляются в путешествие, играют на гитаре, рисуют... Объятиями — персонажи дружат, излучают любовь: небо в виде кудрявых облаков, лучистое солнышко-лев — заключают героев в объятия. В этих простых и вечных мотивах, в обращении к детскому мировосприятию зритель находит глубокий смысл, напоминание о том, что нельзя отказываться от своей мечты и таланта, что нужно любить этот мир и дарить ему добро, чувствовать связь с природой и ощущать ее как нечто живое. Рисунки Жени в сборниках ее стихов — это не иллюстрация в прямом смысле. Рисунки и стихи неразрывны для понимания мировоззрения художника, визуальные и словесные образы дополняют друг друга. В 2017 году в издательстве «Анурага» вышла сказка Нестеровой «Джонка, или Щенок на Луне» — история длинноухой собаки Джонки, которая была не такой, как все, и потому одинокой; уличного музыканта, который ценил духовный мир намного больше материального, и лунного щенка, который ждал маму. Иллюстрации к сказке — авторские. Поэтому в рисунках к каждой главе — единство и обобщенный колорит: темносиние или ярко-оранжевые, фиолетовые или солнечно-желтые цвета подсказывают, что будет в тексте, создают настроение. В книге появляется нетипичный для творчества Жени мотив грусти. Она затрагивает сложную социальную и психологическую тему одиночества того, кто оказался не похожим на других. Рисуя грусть персонажей, художница не изменяет своей манере, она лишь выбирает более темный колорит, который становится ярким, когда повествование оканчивается счастливо для всех героев. В Нижнетагильском музее изобразительных искусств состоялись уже две персональные выставки Жени Нестеровой, во время работы которых проходили ее художественные мастер-классы, поэтические и творческие вечера. Анализируя связь визуальных и словесных образов в творчестве молодого автора, мы видим общий посыл, единую установку в ее художественном мире, которую можно выразить строчкой из ее же стихотворения: «Мир должен быть добр…». Источник
Информация
|
Вход на сайт Регистрация Лучшие новости Облако тегов Наш опрос Немного рекламы Календарь Архив новостей |