cup Разделы Дмитрий Саночкин - Авторский сайт » проза » Сальвадор Дали - Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба

Сальвадор Дали - Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба

В основу сюжета данной картины положено известное историческое событие - открытие Америки Христофором Колумбом. Однако, учитывая глубокий символизм полотна и его аллегорическую окрашенность можно интерпретировать эту картину не только в историческом, но и в мистическом ключе [1].

Сальвадор Дали - Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба

Ее герой, приплывший под знаменем священного женского начала, Вечной женственности, ступает на неведомую территорию. Он открывает Новый свет во сне (миры сновидений, с подачи Зигмунда Фрейда, являлись творческой лабораторией для художников-сюрреалистов [2]), или в процессе некой мистической практики, например, медитации. В этом качественно ином пространстве его встречает прозрачная фигура священника (чего, конечно, не могло быть в реальной истории, что и наводит на мысль о более глубокой интерпретации смысла картины), которая по сути своей нематериальна, но может принимать плотную форму.

В новом «идеальном» мире, который открывает «мистический» Колумб, обитают сверхъестественные духовные существа, победившие власть материи и живущие божественной жизнью. Америка Дали - это место, где встречаются два мира - материальный и духовный, это новый рай на земле, взамен утраченного когда-то первыми людьми [3]. Этот мир человек обретает, прежде всего, в своем сердце.

Искусствовед Александр Рожин в своей книге «Сальвадор Дали: миф и реальность» так пишет об этом произведении:

«Историческая правда и художественный вымысел слиты здесь воедино. Это не просто интересная версификация эпохального события, а новый мир, сотворенный неисчерпаемой фантазией художника, впечатляющее театрализованное зрелище, по масштабу и осуществлению грандиозного замысла способное соперничать с суперфильмами Голливуда. Композиция картины перекликается с величественными росписями периода барокко, как бы раздвигающими пространство и прорывающими его» [4].

А по мнению Е.В. Завадской, «художник создал некий «код», который должен вести к «тайнам» его творчества, его личности. Живописные и графические работы Дали во многом построены как тексты: история мировой культуры предстает как серия метафор, которые художник включает в свои произведения» [5].

Можно обратить внимание и на другие интересные детали картины, например, на те образы, которые видны на переднем плане. Мы видим изображение морского ежа, который, очевидно, был проткнут чем-то острым, что отсылает нас к описаниям молодости художника - по словам его сестры Аны Дали, морские ежи были одним из любимых блюд как для местных жителей, так и для самого Сальвадора [6]. По признанию Дали, орбита вокруг того самого морского ежа на картине призвана передать впечатление художника от события запуска первого искусственного спутника Земли [7]. Таким образом, получается, что в данном изображении слиты воедино образы как из его детства так и зрелого возраста - в этом фрагменте картины нет времени, оно исчезло и на смену ему приходит вечность, что согласуется с мистической интерпретацией произведения...

Это лишь один из вариантов толкования, на самом деле, их может быть множество, и каждый может увидеть в этой картине что-то свое, близкое только ему одному.

Для Дали, по-видимому, это произведение является чем-то автобиографическим. И неслучайно в образе св. Елены изображена его жена Гала, настоящее имя которой тоже Елена. Также, как и герой этого произведения, Дали открыл для себя реальную страну Америку (еще один вариант истолкования [8]) как центр культурной жизни и как место, где он мог заработать своим трудом немалые деньги - то есть место благоприятное в материальном и духовном плане. В отличие от Европы, подлинные шедевры искусства, снискавшие ему мировую славу, были созданы им именно в США.

Известно, что идея данной картины пришла Дали в 1957 году во время его пребывания в этой стране. Он обещал заказчику создать другую картину, но, по некоторому стечению обстоятельств, в последний момент изменил свое решение продать ему уже законченное прозведение, и предложил ему написать нечто иное, чего еще никто не видел [9]. Работа, создававшаяся в течение нескольких лет и потребовавшая огромного труда, была завершена художником в 1959 году, и стала событием в мире искусства того времени [10].

Картина Сальвадора Дали «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» впечатляет. И в немалой степени благодаря тому, что в основе ее композиции многократно заложен принцип «золотого сечения», или «божественной пропорции», как ее называл известный математик и современник Леонардо да Винчи Лука Пачоли. Пожалуй, этот принцип встречается в данном произведении чаще, чем в других картинах Сальвадора Дали [11].

Картина хранится в Музее Сальвадора Дали в Сент-Питерсберге (США). Она является одной из самых больших работ испанского художника. Размеры этого монументального полотна поражают: 410х284 см. По величине она незначительно уступает картинам «Сантьяго де Компостелла» (1957) и «Лов тунца» (1967).

В книге А.М. Петрякова «Сальвадор Дали. Частная жизнь и творчество» мы читаем следующий критический отзыв об этом произведении:

««Битва при Тетуане», «Открытие Америки Христофором Колумбом», «Сантьяго де Компостелла» несут в себе явное влияние маньеризма и прерафаэлитизма, ищущих проявление божественности в природе и, в первую очередь, человеке. Картины наполнены покоем и созерцанием, гармонизированы по цвету и композиции. Дали уходит от страстности более ранних работ, и с мудрым спокойствием использует все свое художественное мастерство» [12].

Можно сказать, что картина «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» является апофеозом творческого пути художника. Она представляет собой идейное и художественное совершенство. Создавая яркое и глубокое впечатление у зрителя, она погружает его в особые состояния, что, скорее всего, еще сильнее чувствуется при созерцании этого произведения вживую, в стенах картинной галереи.

Примечания

1. Дали писал: «Взрыв атомной бомбы 6 августа 1945 был для меня просто сейсмическим потрясением. С тех пор атом стал излюбленной пищей моего ума. Многие из написанных в тот период картин передают то ощущение страха, обуявшее меня после того, как я услышал о взрыве. С помощью параноидально-критического метода я стремился постичь мир, желая понять природу вещей, их скрытых сил и законов, которыми они управляются, для того чтобы подчинить их себе и властвовать над ними. Блистательное озарение - и я понял, что в моем распоряжении имеется необычное оружие, и благодаря ему я проникну в самое средоточие реальности. Это оружие - мистицизм, то есть глубокое, интуитивное понимание сути, прямая связь со всем. Вдыхая новую жизнь в испанский мистицизм, я, Дали, использую свое творчество, чтобы показать единство Вселенной и показать духовную сущность всякой субстанции» («Великие художники», том 41 «Сальвадор Дали»: Альбом. - Москва, Изд. «Директ-Медиа», 2010. С. 30-38. URL: https://ebin.pub/6763c8f504ac7f9d875c05cc23b10e95.html).
2. Тремя краеугольными камнями сюрреализма являлись: автоматизм, психоанализ Зигмунда Фрейда и философия интуитивизма Анри Бергсона (Большая иллюстрированная энциклопедия. Сюрреализм. - Санкт-Петербург, СЗКЭО, 2017. С. 206).
3. «По словам лидера группы Андре Бретона, главной задачей сюрреалистической живописи было «разрешить существовавшие доныне противоречия между мечтой и реальностью», опираясь на бессознательную природу творческого процесса» (Большая иллюстрированная энциклопедия. Сюрреализм. - Санкт-Петербург, СЗКЭО, 2017. С. 207).
4. Рожин А. И. Сальвадор Дали: миф и реальность. - М.: «Республика», 1992. С. 166.
5. Сальвадор Дали. Мои сильные стороны, пер. с фр. Н. Дезен. // Сальвадор Дали. Альбом / Авт.-сост. Е.В. Завадская. - М.: Изобраз.искусство, 1992. С. 11.
6. Ана Мария Дали. Дали глазами его сестры. Глава 6. URL: http://www.mir-dali.ru/library/anna-dali-salvador-dali8.html (дата обращения: 25.10.2021).
Существует также фотография Сальвадора Дали с морским ежом на голове, которая была сделана Луисом Бунюэлем во время съемок фильма «Золотой век» в 1929 году (см. иллюстрацию к книге А. Рожина «Сальвадор Дали: миф и реальность»).
7. Википедия, статья «Открытие Америки Христофором Колумбом» (дата обращения: 25.10.2021).
8. «Наряду с разработкой исторической темы в картине звучит и автобиографический мотив - намек на «завоевание» Америки самими Галой и Дали в 1940-е годы» (Франк Вейерс. Сальвадор Дали. Жизнь и творчество. KONEMANN, 2005. С. 73).
9. Дали С. Дневник одного гения / Сальвадор Дали ; пер. с фр. Л. Цывьяна. - СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. С. 166.
10. Впервые картина была показана 12 января 1960 года на выставке искусства в Нью-Йорке (Робер Дешарн, Никола Дешарн. Сальвадор Дали. ЭДИТА Паламед. 1996. С. 51).
11. «Уже с начала 1950-х годов Дали пытался подчинить технику письма определенным жестким правилам, тем самым делая ее еще более изощренной. Он интересуется классическими методами композиции, прежде всего, золотым сечением, описанным в книге монаха Луки Пачиоли «Божественная пропорция» (1509). Позднее художник стал применять его как доминирующий композиционный принцип» (Франк Вейерс. Сальвадор Дали. Жизнь и творчество. KONEMANN, 2005. С. 73).
12. Петряков А. М. Сальвадор Дали. Частная жизнь и творчество. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. С. 308. Цит. по: Википедия, статья «Открытие Америки Христофором Колумбом».
cup Другие новости из категории проза, проза/очерки :
Информация
cup Вход на сайт    cup Регистрация cup Лучшие новости cup Облако тегов cup Наш опрос cup Немного рекламы cup Календарь cup Архив новостей

Авторский сайт Дмитрия Саночкина. Copyright © 2009-2024 All rights reserved.