cup Разделы Дмитрий Саночкин - Авторский сайт » проза » Несколько слов о теме «золотого сечения» в творчестве Сальвадора Дали

Несколько слов о теме «золотого сечения» в творчестве Сальвадора Дали

В книге Марио Ливио «Ф - число Бога. Золотое сечение - формула мироздания» есть интересная глава о применении принципа «золотого сечения» в искусстве. Увы, автор скептически отзывается о возможности такого применения, по его мнению, многие утверждения о том, что «золотое сечение» встречается в искусстве, что называется, притянуты за уши. Однако при этом он перечисляет имена художников в избирательной манере. Например, в данной главе своей книги он совершенно не касается темы творчества Сальвадора Дали. Но ведь Дали больше всех других обращался к теме «золотого сечения», как же можно было проигнорировать этот примечательный факт?!

Несколько слов о теме «золотого сечения» в творчестве Сальвадора Дали

В книге Робера Дешарна и Николы Дешарна «Сальвадор Дали» мы читаем:

«Дали однажды скажет ««Атомная Леда» - ключ к разгадке нашей жизни. Все в ней висит в пространстве и при этом ничто ничего не касается. Сама смерть поднимается на некоторое расстояние от земли». Именно во время работы над этой картиной Дали стремится упорядочить свое вдохновение и свою технику при помощи четких правил. Он увлекается «божественной пропорцией», описанной Фра Лукой Пачоли в XV веке. При помощи румынского математика князя Матилы Гики, с которым он познакомился в Калифорнии, художник в течение трех месяцев математически рассчитывает расположение каждого элемента «Атомной Леды», строя композицию вокруг фигуры Гала-Леды. Таким же образом он будет действовать и в других своих работах, используя то золотое сечение, то «божественную пропорцию»» [1].

Известно, что упоминаемый в тексте эскиз к картине «Атомная Леда» (тот самый, на котором видны геометрические фигуры: круг, пятиугольник и пентаграмма) был создан художником в 1947 году. Любопытный факт: ровно через год Ле Корбюзье выпускает книгу «Модулер», посвященную вопросу использования принципа «золотого сечения» в архитектуре и дизайне [2].

В книге Мишеля Нюридсани «Сальвадор Дали» можно найти следующий отрывок:

«В то же самое время, когда он зачитывался Гейзенбергом и черпал информацию из очень серьезных научных журналов, он трудился в паре с румынским дипломатом князем Матилой Гикой, проживавшим в Соединенных Штатах, над золотым сечением. В 1930 году Матила Гика написал по этому вопросу книгу, которая называлась «Эстетика пропорций в природе и искусстве»» [3].

Получается, что о «золотом сечении» Дали мог узнать подробно в период c 1930-х годов по 1947 г. Скорее всего, это произошло в то же время, когда он познакомился с Матилой Гикой. Но, вполне может быть, что какая-то информация по этой теме доходила до него и раньше, когда он еще жил в Европе. Известно, что европейские художники в те времена интересовались данной темой. Например, в 1910-1911 годах, увлекшийся физикой и математикой, французский художник Марсель Дюшан, вместе со своими братьями и другими молодыми художниками организовал «Салон золотого сечения». Целью этого художественного объединения было исследование идеальных пропорций, а также математических основ искусства в целом. Среди членов группы были такие яркие представители искусства XX века, как Фернан Леже, Жан Метценже, Хуан Грис, Александр Архипенко [4]. Также известно, что выставка первых кубистов, в том числе Жака Вийона, Марселя Дюшана, Раймона Дюшан-Вийона, а также Альбера Глеза и Франсиса Пикабиа, проходившая в 1912 году в Париже, так и называлась - «Золотое сечение» («Section d'Or») [5]. Дали мог начать интересоваться данной темой, начиная с молодости, и к середине 40-х годов подойти к ее изучению вплотную.

Интерес к теме «золотого сечения» будет сохраняться в творчестве С. Дали в течение всего периода 1940-50-х годов:

«...Этот пресловутый носорожий рог впервые появляется, если я не ошибаюсь, в 1954 году в «Юной девственнице, содомизирующей самое себя рогами собственной непорочности», после чего он возникал на лекциях, в статьях, на картинах и в похожих на спектакли интервью Дали на протяжении почти всех пятидесятых годов.

Затем, в 1954 году, появится «Носорогообразная фивра Иллиса Фидия», а за ним, в 1955 году, - «Носорожий бюст «Кружевницы» Вермеера».

Рассматривая рог носорога как «символ динамической гармонии», как зримое подтверждение существования золотого сечения или как «необходимую кривую» на его пути к золотому сечению, Дали вовсю забавлялся и где только его ни рисовал. Мы видим рог на многих его полотнах того периода» [6].

Сам Дали 15 июля 1952 года напишет в своем дневнике: «Носорог, носорог, кто ты?», очевидно, пытаясь таким образом поведать о загадке «золотого сечения», принцип которого заложен природой в строении носорожьего рога [7].

И в самом деле, в содержании сюжетов и структуре композиции многих его работ, созданных в тот период времени, «зашифрован» принцип «золотого сечения». Это можно сказать как о серьезных монументальных полотнах, посвященных мифологической и религиозной тематике - например, картинах «Атомная Леда», «Христос св. Иоанна Креста», «Тайная вечеря» и т. д., так и об эпатажных работах художника - таких как «Юная девственница, содомизирующая самое себя рогами собственной непорочности», «Носорогообразная фивра Иллиса Фидия», «Носорожий бюст «Кружевницы» Вермеера».

Однако и спустя много лет художник время от времени будет возвращаться к этой теме. Например, он будет пространно говорить о носорожьем роге и логарифмических спиралях в 1971 году в шоу Дика Каветта на американском телевидении [8].

Примечания

1. Робер Дешарн, Никола Дешарн. Сальвадор Дали. ЭДИТА Паламед. 1996. С. 37.
2. Ливио М. Ф - число Бога. Золотое сечение - формула мироздания. - М., 2021. С. 261.
3. Нюридсани М. Сальвадор Дали. - М.: Молодая гвардия, 2018. С. 470.
4. Большая иллюстрированная энциклопедия. Сюрреализм. - СПб., 2017. С. 107.
5. Ливио М. Ф - число Бога. Золотое сечение - формула мироздания. - М., 2021. С. 254.
6. Нюридсани М. Сальвадор Дали. - М., 2018. С. 470.
7. Дали С. Дневник одного гения. - СПб., 2020. С. 53.
8. URL: https://vk.com/video206282220_456239726 (дата обращения: 12.09.2023)
cup Другие новости из категории проза, проза/очерки :
Информация
cup Вход на сайт    cup Регистрация cup Лучшие новости cup Облако тегов cup Наш опрос cup Немного рекламы cup Календарь cup Архив новостей

Авторский сайт Дмитрия Саночкина. Copyright © 2009-2022 All rights reserved.