Разделы | Дмитрий Саночкин - Авторский сайт » проза » Сальвадор Дали - Постоянство памятиСальвадор Дали - Постоянство памятиПолный смысл известной картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти» (1931) может быть для нас непроницаемым, хотя мы можем угадывать его частично с помощью первоначального чувства. Однако стоит подобрать «ключи» к этому произведению, как многое проясняется. Начнем с анализа одного загадочного образа, который встречается в этой картине. В книге Мередит Этерингтон-Смит, посвященной жизни и творчеству Сальвадора Дали, мы читаем: «Но наиболее поучительным и многозначительным является происхождение той аморфной формы, которая впервые появилась в «Великом мастурбаторе» (1932) (вероятно, в тексте допущена ошибка, на самом деле эта картина датируется 1929 годом - прим. мое) и фигурирует на многих последующих картинах. Когда Дали было приблизительно шесть или семь лет, на берег Порт-де-ла-Сельвы, рыбацкой пристани в заливе к северу от Кадакеса, вынесло кита, и Дали брали туда, чтобы посмотреть на это зрелище. В ратуше Кадакеса имеется фотография выброшенного тогда на берег морского великана; одного взгляда на нее достаточно для понимания происхождения этого странного - и доминирующего в иконографии Дали - изображения» [1]. Среди картин, в которых встречается та самая «аморфная форма», можно назвать и полотно «Постоянство памяти». Вероятно, что для Дали этот образ связан с понятием «бессознательного», о котором пишет почитаемый им Зигмунд Фрейд. В пользу этой версии, говорит то обстоятельство, что данный образ также используется художником в его картине «Великий мастурбатор» - из него вырастают образы связанные с понятиями: либидо - голова женщины и торс мужчины, комплексов и фобий - кузнечик - один из детских страхов Дали и т. д. Таким образом «аморфная форма» призвана показать, что художник изобразил таинственное пространство человеческого подсознания, и как кит бывает выброшен на берег, так и подсознание иногда извергает из себя наружу все то, что в остальное время бывает скрыто глубоко внутри (материализованные подсознательные желания)... Сам Дали объяснил смысл своей картины «Великий мастурбатор», как «выражение моего гетеросексуального беспокойства» [2]. В картинах «Великий мастурбатор» и «Постоянство памяти» форма, напоминающая амебу, изображена с закрытыми глазами, или спящей, что может наводить на мысли о моменте когда человек возвращается в иррациональную реальность и его бессознательное освобождается [3]. В то же время важно отметить здесь, что в картине «Постоянство памяти» «аморфная форма» оказывается побежденной временем, так как лежит ничком, распростертая на берегу [4]. По другой версии, источником вдохновения для художника при создании данного образа послужила скала «Сон», расположенная на мысе Кап де Креус [5]. В своей картине «Постоянство памяти» художник показывает не реальный пейзаж Порт-Льигата, а его отражение в душе. «Мягкие часы», вероятно, призваны передать с помощью средств изобразительного искусства тот момент, когда под влиянием тех или иных внешних или внутренних обстоятельств, человек погружается в себя, и время для него начинает течь иначе. Они символизируют умаление значения времени, замедление его течения, ведь последнее для каждого субъективно. По мнению Мередит Этерингтон-Смит, биографа художника, в этой картине Дали проводит «сравнительное исследование твердого и мягкого в физическом мире, а также анализ природы самого времени» [6]. Как писал в 1985 году сам художник: «К этому я могу добавить, что в тот момент, когда я рисовал свои мягкие часы, я много думал о Гераклите. Именно поэтому моя картина носит название «Постоянство памяти». Памяти о взаимосвязи пространства и времени» [7]. В книге Франка Вейерса «Сальвадор Дали. Жизнь и творчество» мы встречаем более подобную интерпретацию этой знаменитой картины: «В пространстве на фоне скал мыса Креус помещена напоминающая амебу голова, похожая на ту, что появляется в Мрачных играх и в Великом мастурбаторе. На этом профиле с длинными ресницами расплываются карманные часы, слева виден охристого цвета цоколь, с которого тоже стекают часы. У заднего края постамента стоит мертвое дерево, на единственной ветке которого висят еще одни мягкие часы. Контрастом к этим аморфным приборам в начале постамента расположены закрытые карманные часы, по которым ползают многочисленные муравьи. Муравьи да муха, сидящая на светло-голубом, будто заполненном водой, циферблате, - единственные существа на этой мрачно-меланхолической картине. Каждый механизм показывает свое собственное время, так как реальное время в мире грез Дали значения не имеет. Наше прошлое сохраняется только в памяти. Часы растекаются, и даже твердые - покрытые муравьями, которые у Дали являются символом гниения и разложения, то есть олицетворяют смерть. Одним словом, все созданное человеком оказывается на картине Дали преходящим, устойчивы только вечные мотивы пейзажа: скалы на заднем фоне, которые поэтому и сверкают так ярко. В них и покоится настоящее постоянство памяти. Но содержание картины глубже. Дали толковал гибкие часы как символ четырехмерного непрерывного пространства (четырехмерного континуума, объединяющего три измерения пространства и одно измерение времени). Художник утверждает, что каждое тело обладает собственным временем, которое зависит от его развития и его энергетического состояния, а не от времени, измеряемого с помощью часов, так как оно приспосабливается к внешним обстоятельствам» [8]. Понятие динамической природы времени впервые ввел в 1898 году французский философ Анри Бергсон. Он опубликовал работу «Непосредственные данные сознания», в которой рассмотрел объективное и субъективное время. По его мысли, субъективное время, или чувство времени, которое есть у каждого человека, изменчиво: оно воспринимается интуитивно, в потоке памяти. Чуть позже данную теорию подтвердили и физики, в частности, Альберт Эйнштейн со своей теорией относительности. Дали был знаком с понятиями объективного и субъективного времени и отразил их в своем творчестве [9]. Вот как была создана эта картина: «В тот день, вспоминает он, они с Галой собирались пойти в кино, но к вечеру у него разболелась голова, поэтому Гала ушла одна, а он решил пораньше лечь спать. Перед тем как выключить свет, он глянул на незаконченную картину, изображавшую пейзаж Порт-Льигата с обломанной веткой на переднем плане. Он подумал, что тут не хватает обобщающего образа, и вдруг увидел решение! «Я увидел растекающиеся часы: самым жалким образом они свисали с ветки». Художник схватил палитру и, несмотря на головную боль, принялся за работу. Вернувшаяся через два часа Гала была просто поражена и сказала, что «это запомнит всякий, кто увидит» [10]. По словам самого художника, «эта картина снискала впоследствии оглушительный успех и была не раз продана и перепродана, пока не очутилась наконец в Музее современного искусства. А уж сколько она породила подражаний и копий - не счесть. С черно-белых репродукций списывали ее провинциальные художники, а уж цвет - какой Бог на душу положит. И где только эти копии не вешали! Случалось и в забегаловках, и в галантерейных лавках» [11]. Чик Остин, представляя в прессе выставку работ Дали, проходившую в 1931 году в США, так говорил о достоинствах его произведений, среди которых была и картина «Постоянство памяти»: «Те картины, которые вы собираетесь посмотреть... - это высший шик. Они занимательны, они интересны. Они принадлежат нашему времени. Чтобы наслаждаться ими, не следует воспринимать их слишком серьезно. Многие из них юмористичны... Некоторые выглядят зловещими и ужасающими - но ведь таковы же и бульварные газеты. С эстетической точки зрения намного больше удовлетворения доставляет почувствовать себя удивленным, даже испуганным, нежели испытывать скуку от того напыщенного и пустого искусства, которое из-за постоянного повторения устаревших формул полностью выхолостилось» [12]. Картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти» принесла художнику мировую известность. Она стала одним из самых узнаваемых и часто тиражируемых произведений художника. Год ее создания совпал с периодом, когда начал формироваться «параноидально-критический метод» Дали, который он будет использовать в последующих своих работах, стремясь, по его словам, «материализовать образы, порождаемые конкретной иррациональностью» [13]. В своем творчестве Сальвадор Дали использует характерные образы и «клише», которые часто переходят из одной его картины в другую. Зная, что они могут быть связаны с автобиографическими мотивами, мы можем, потянув за нитку конкретных событий из жизни художника, а также основываясь на его личных комментариях к своим картинам, вытащить его сложную и многообразную символическую систему, на основе которой он строил замысел для своих необычных произведений. Литература 1. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е. Г. Гендель. - Мн.: ООО «Попурри», 2000. С. 35. 2. Там же. С. 199. 3. «Великие художники», том 41 «Сальвадор Дали»: Альбом. - Москва, Изд. «Директ-Медиа», 2010. С. 13. 4. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е. Г. Гендель. - Мн.: ООО «Попурри», 2000. С. 202. 5. Сальвадор Дали. Художник и книга. Выпуск 9. Санкт-Петербург, 2020. С. 11. 6. Там же. С. 202. 7. Нюридсани М. Сальвадор Дали / Пер. с фр. И.А. Сосфеновой. - М.: Молодая гвардия, 2018. С. 336-337. 8. Франк Вейерс. Сальвадор Дали. Жизнь и творчество. KONEMANN, 2005. С. 28. 9. «Великие художники», том 41 «Сальвадор Дали»: Альбом. - Москва, Изд. «Директ-Медиа», 2010. С. 13. 10. Петряков А. М. Сальвадор Дали. Частная жизнь и творчество. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. С. 167. 11. Там же. С. 168. 12. Этерингтон-Смит М. Сальвадор Дали / Пер. с англ. Е. Г. Гендель. - Мн.: ООО «Попурри», 2000. С. 216. 13. Сальвадор Дали. Мои сильные стороны, пер. с фр. Н. Дезен. // Сальвадор Дали. Альбом / Авт.-сост. Е.В. Завадская. - М.: Изобраз.искусство, 1992. С. 16.
Информация
|
Вход на сайт Регистрация Лучшие новости Облако тегов Наш опрос Немного рекламы Календарь Архив новостей |