cup Разделы Дмитрий Саночкин - Авторский сайт » проза » Рене Магритт - неразгаданная загадка

Рене Магритт - неразгаданная загадка

Помню, в детстве, когда мне было лет десять, а это был 88 год, в журнале «Юность», который выписывала наша семья, я увидел репродукцию картины Рене Магритта «Ключ к полям». Изображение произвело сильное впечатление на мое детское сознание. За ним угадывался какой-то особый мир. Это было искусство, способное менять человека, трансформировать его, переворачивая его сознание, меняя мышление. За теми символами, которые использовал Магритт в этом своем произведении, угадывалось иное измерение – отличное от привычного мне тогда мира повседневности. В него определенно был вложен некий философский смысл, который предстояло разгадать. Перестройка давала возможность прикоснуться ко многим интересным вещам.

Рене Магритт - неразгаданная загадка

Прошло несколько лет с тех пор, на дворе были уже 90-е годы. Будучи в гостях у друзей, я увидел журнал «Наука и религия», на обложке которого было помещено изображение другой картины Магритта «Замок в Пиренеях» (к сожалению, не удалось установить год издания этого номера журнала). И снова знакомое ощущение загадки, чего-то потустороннего, для чего трудно подобрать слова. Картина также произвела впечатление, врезалась в память.

Прошло много лет. Сейчас, благодаря интернету, появился более широкий доступ к информации. Я нашел в сети изображения других произведений этого художника, прочитал в википедии его биографию. И все равно не покидает ощущение загадки, как будто бы какой-то недоговоренности, как будто бы значительный объем информации остался за кадром, и я так и не приблизился к разгадке тайны жизни и творчества этого удивительного художника. Может быть, нужно почитать специальную литературу, ведь зачастую интернет показывает лишь «верхушку айсберга»? Наверно. Даю себе обещание в будущем обязательно поискать дополнительную информацию по этой теме.

* * *

Похоже, что некоторые художники настолько заняты своей работой, что мало интересуются чем-то другим. Например, Рене Магритт. Его картины завораживают своей загадочностью. Кажется, что их писал большой любитель эзотерики, подлинный посвященный, достигший высоких уровней развития. Тем не менее, мне не удалось найти в интернете информации о том, что Магритт интересовался такого рода областями. Похоже, впрочем, что интерес к философии был ему не чужд. Это явствует хотя бы даже из названий некоторых его картин – «Каникулы Гегеля», «Философская лампа». Но вот упоминания о мистике в связи с его биографией мне почти не встречались.

В то же время, изображения его картин иногда используются в изданиях, посвященных религии или эзотерике. Например, они использовались в 90-е годы журналом «Наука и религия», и их можно было увидеть на обложке данного периодического издания. То же самое можно сказать и о картинах Сальвадора Дали. Но если о Дали мы знаем, что он был католиком и интересовался средневековым мистицизмом, то об интересах Магритта пока что удалось узнать очень мало. Хотя его картины не менее загадочны и взывают к интуиции. Возможно, что Магритт, как художник, был уникальным «каналом» для приема и передачи информации, смысл и значение которой он сам не до конца понимал [1]...

* * *

И все же кое-что интересное о Магритте удалось найти. Несколько цитат:

1. «Мои картины – не сны усыпляющие, а сны пробуждающие» (Рене Магритт) [2]. Здесь может напрашиваться параллель с идеей сатори в дзен-буддизме.

2. Отрывок из статьи Валерия Койфмана «Таинственные грезы Рене Магритта»:

«Творчество художника раскроется полнее, если обратиться к теме «Сюрреализм и фрейдизм». Предложенные Зигмундом Фрейдом «метод свободных ассоциаций» и «толкование сновидений» были направлены, прежде всего, на выявление расстройств психики с целью исцеления. На это же было направлено и предложенное Фрейдом толкование произведений искусства.

Главный теоретик сюрреализма Андре Бретон, по профессии врач-психиатр, придавал психоанализу Фрейда решающее значение. Фрейдистские взгляды были не просто усвоены многими сюрреалистами – это стало их способом мышления.

Магритт же, наоборот, писал: «Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Это всегда тайна. ...Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика». Вот почему мастер упорно отказывался именовать себя «сюрреалистом». Он охотно принимал характеристику – «магический реалист». Считается, что «магический реализм» как разновидность бельгийского романтизма восходит к искусству великого И. Босха. На Магритта творчество старого мастера тоже имело плодотворное влияние. Его увлекала непостижимая способность Босха переводить на язык художественных образов сложнейшие библейские, алхимические, астрологические и фольклорные символы» [3].

Интересна связь с искусством Иеронима Босха. Можно предположить, что здесь кроется что-то более глубокое, что еще предстоит найти и открыть...

Еще одна цитата: «Мне случалось играть с одной маленькой девочкой на старом заброшенном кладбище... Мы спускались в усыпальницу, с трудом приподнимая тяжелую железную плиту, а выбравшись на свет, видели столичного художника, который работал, стоя на живописной аллее с обломками колонн и пожухлыми листьями. Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник – человеком, наделенным волшебной силой... Я взял себе... ориентир... то магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи еще ребенком» (Рене Магритт, лекция 1938 года) [4].

3. «Без тайны ни мир, ни идея невозможны» (Рене Магритт) [5]. Вероятно, что отличавшийся скрытностью художник, мог предвидеть, что в будущем люди захотят разгадать тайну его жизни и творчества, и оставил это назидание. Или другое его высказывание: «Моя живопись ничего не скрывает. Она вызывает ощущение волшебства, и, конечно, когда человек видит одну из моих картин, он задается вопросом «Что это значит?» А это ничего не значит, потому что волшебство само по себе ничего не значит: оно непознаваемо» (Рене Магритт) [6]. И еще немного о скрытности: «Во всем, что мы видим, прячется что-то другое, мы всегда хотим увидеть то, что прячется за тем, что мы видим, но это невозможно. Люди очень тщательно хранят свои секреты...» (Рене Магритт) [7].

4. «Слово «бог» не имеет для меня значения, но за ним я вижу не пустоту, а тайну» (Рене Магритт) [8]. Вероятно, что, если бы художник жил в наше время, то его отнесли бы к «итсистам» [9].

* * *

Мы пытаемся найти скрытый смысл, особый мистический подтекст в картинах Магритта, но может быть, его там и нет, как не было его и в самой жизни художника? Может быть, он стремился к тому, чтобы просто быть здесь и сейчас, «жить в вещном мире» [10]? «Мечты, парадоксы, страхи, таинственные опасности переполняли лишь его картины, а не жизнь. Художник боролся со скукой только в творчестве. Размеренность каждого дня его вполне устраивала, он даже большинство из своих картин написал в столовой и до конца жизни предпочитал трамвай остальным видам транспорта» [11]. Но даже если это и так, все равно мы можем примерять его творчество к себе и находить в нем что-то необычное. И может быть, Магритт лишь с виду был «простым парнем», а внутри себя скрывал «душу мистика», тщательно пряча ее от нескромных взглядов окружающих, и, в конечном счете, и от себя самого тоже?..

Примечания

1. «В творчестве Магритта часто встречаются определенные мотивы и символы, переходящие из картины в картину, – глаз, открытое окно, человек в котелке, скрытое лицо. По собственному признанию, художник стремился заставить своего зрителя задуматься, задавая ему такие загадки, ответа на которые, не исключено, не знал и сам мастер» (Янина Белошапкина. Рене Магритт / Журнал «Искусство», №16, 2008. / Издательский дом «Первое сентября»: [сайт]. URL: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200801603 (дата обращения: 06.07.2021).
2. Валерий Койфман. Таинственные грезы Рене Магритта / «Зеркало сна» – Персональный проект психолога психоаналитического направления Марины Павлоцкой: [сайт]. URL: https://www.yourdreams.ru/gallery/pages/rene-magritte-1.php (дата обращения: 06.07.2021).
3. Там же.
4. Янина Белошапкина. Рене Магритт / Журнал «Искусство», №16, 2008. / Издательский дом «Первое сентября»: [сайт]. URL: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200801603 (дата обращения: 06.07.2021).
5. Валерий Койфман. Таинственные грезы Рене Магритта.
6. Геташвили Н. В. Рене Магритт. Лучшие современные художники. – М.: Комсомольская правда, Директ-Медиа, 2016. – Т. 12. – 72 с.
7. Валерий Койфман. Таинственные грезы Рене Магритта.
8. Википедия, статья «Магритт, Рене» (дата обращения: 06.07.2021).
9. См. википедию, статью «Итсизм».
10. Нелина Е. Е. Вещный мир в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота» и на картинах Р. Магритта / Киберленинка: [сайт]. URL: https://cyberleninka.ru (дата обращения: 06.07.2021).
11. Валерий Койфман. Таинственные грезы Рене Магритта.

_______
В тексте использовано изображение картины Рене Магритта «Ключ к полям».
cup Другие новости из категории проза, проза/очерки :
Информация
cup Вход на сайт    cup Регистрация cup Лучшие новости cup Облако тегов cup Наш опрос cup Немного рекламы cup Календарь cup Архив новостей

Авторский сайт Дмитрия Саночкина. Copyright © 2009-2022 All rights reserved.