cup Разделы Дмитрий Саночкин - Авторский сайт » проза » Звездочка

Звездочка

«А в небе голубом горит одна звезда…»

В этом рассказе я собрал факты и воспоминания о светлом человеке, ушедшем от нас в 2023 году. Ее звали красивым именем Светлана...

Звездочка

1. Из характеристики

Светлана Контур родилась в 1971 году в г. Орша (Витебская обл., Республика Беларусь). В 1992 году окончила СПТУ № 49 (г. Нижний Тагил) по специальности «художник по декоративной росписи». Участвовала в коллективных и персональных выставках и городских, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных конкурсах и имеет дипломы лауреата. Ее работы хранятся в фондах Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал», Екатеринбургского музея изобразительных искусств, Музейном центре «Гамаюн» (Екатеринбург), Старооскольском художественном музее, частных коллекциях страны и за рубежом. С 2020 года является членом Союза художников России.

К сожалению, почти нигде не отражены другие интересы и увлечения, равно как и достижения Светы, поэтому в последующих главах я расскажу о них, а также, конечно же, упомяну и об ее достижениях в области ее профессионального ремесла.

2. Искусство

Детство

Света рассказывала, что с детства мечтала рисовать, но родители отдали ее в секцию гимнастики. Потом, спустя много лет, когда она окончила среднюю школу, она случайно увидела в газете объявление о наборе в СПТУ № 49 на обучение по специальности «художник по декоративной росписи подносов». Она вспоминала, что, когда она прочитала это объявление, то ее сердце сразу отозвалось, она обрадовалась и твердо решила записаться на курс. В 1992 году она окончила это училище и с тех пор искусство стало ее жизненным призванием, ее профессией.

А ниже отрывок из ее интервью, опубликованного в журнале «Макар» № 97, в котором она рассказывает о том, что стремление к рисованию проявилось у нее еще в детстве:

«Свой первый рисунок нарисовала в младшей детсадовской группе. Это была жар-птица с коробки конфет «Птичье молоко».

– Помню, она меня просто поразила! Кажется, такая простая, а ты попробуй, нарисуй! Это работа до сих пор хранится у меня в альбоме. Мне кажется, для столь юного возраста, она сделана довольно неплохо.

С тех пор Светлана буквально заболела рисованием. Терзала маму, чтобы та раздобыла ей золотую и серебряную акварельные краски, очень хотелось смешивать разные цвета, фантазировать, экспериментировать…

– Смешной случай произошел со мной в школьные годы. Я узнала, что существуют масляные краски, где-то раздобыла несколько тюбиков. Почему-то решила, что ими нужно рисовать на масле. Заглянула в холодильник. Смотрю – пачка сливочного. Поразмыслила: «Что-то жалко его использовать, мы его лучше съедим!» При этом, про растительное я даже не подумала. Решила открыть маргарин.

Встала на табуретку и давай с серьезным видом брать кистью маргарин, смешивать его с красками и рисовать… Намучилась страшно, но работу сделала!»
[1].

Совместное творчество

Мы познакомились в 2016 году. Больше всего за период нашей дружбы с ней мне запомнилось совместное творчество. Оно запало в душу своей необычностью, яркостью и глубиной впечатлений. Начну с него свои воспоминания о ней.

Света интересовалась необычным искусством еще до начала нашего с ней знакомства. Она рисовала в жанре космизм и visionary art, пусть даже еще не зная таких названий. Это были интуитивные работы, наброски или эскизы.

Когда мы с ней познакомились, то я предложил ей рисовать вместе, рисовать интуитивно и под музыку – иногда Pink Floyd, иногда что-то из нью-эйдж. В итоге за несколько лет мы провели около десяти таких сессий совместного творчества. Рисовали чаще всего маслом, каждый свое, но иногда использовали акварель, пастель, карандаш, маркеры и линеры.

Она превзошла меня в интуитивном рисовании, и впоследствии, когда я стал отходить от такого рода творчества, она продолжала рисовать, уже в одиночку. Видно было, что ее душа вмещала в себя многие интересные и необычные состояния, и она хотела поделиться ими с другими людьми, рисуя то, что выдавало ее подсознание.

Однако иногда мы все-таки рисовали вместе. Последний раз это было в 2023 году. Она загорелась идеей что-то создать вдвоем и сделала акварелью фоны, которые я затем покрыл своими «каракулями», используя черный маркер.

Ее душа жила особыми переживаниями, состояниями, улавливая космические излучения и ритмы, что мне тоже очень близко. Стараюсь входить в такого рода состояния и направлять их энергию на творчество: пишу стихи, иногда рисую или играю на гитаре. Света в основном рисовала (хотя она тоже умела играть на гитаре и хорошо пела). Ее душа раскрывалась в такие моменты. Она говорила: «Хочу порисовать «для души»!», жалея, что ее основная работа – роспись отнимает у нее все свободное время, не оставляя его для интуитивного рисования.

Ее интуитивные работы – отражение ее внутреннего мира, поисков и стремлений ее души, и они не менее ценны и интересны, чем ее профессиональные работы – подносы и сувениры.

Ее тонкая душа создана для полета, и он в полной мере удавался ей всегда, когда она творила, особенно же, на мой взгляд, когда она рисовала интуитивно. Пусть при таком легком и спонтанном творчестве, зачастую, получались полупрофессиональные работы, наброски, или «быстрые», незавершенные картины, но речь идет о методе самораскрытия, а не о способе зарабатывания денег. Она умела то и другое. Ее фантазия была неистощимой, и если бы у нее была бы еще и специальная подготовка в области академического рисунка, то, думаю, что она легко могла бы создавать интуитивные произведения профессионально. Неутомимая труженица, она доводила до совершенства все, за что бы не бралась.

Я благодарен судьбе за мгновения нашего с ней совместного творчества! Это были незабываемые времена, времена новых, ярких и глубоких открытий и впечатлений! Мы могли легко входить в «потоковые» состояния и открывать иные миры внутри себя.

В ее работах отразилась ее душа. Ей были близки духовные искания, и она всегда тонко чувствовала касание космических лучей вдохновения, отзывалась на них. В ее работах нашли свое отражение мысли и чаяния ее глубокой натуры, они погружают в особые состояния, способствуют самораскрытию, передают энергию, необходимую для жизни и творчества.

Интуитивные работы – это еще одна яркая грань ее таланта, не до конца оцененная и не всем заметная, но, на мой взгляд, не менее значимая и интересная, чем профессиональное ремесло, в котором она достигла больших высот.

Самой Свете тоже нравилось заниматься совместным творчеством, что явствует из ее интервью Агентству новостей «Между строк». Интервью это носит название «Изолированные в Тагиле. Мастерица по росписи подносов – о погружении в современное искусство и вдохновении в «это непростое и странное время»», и взято оно было в мае 2020 года, в период карантина, объявленного в нашей стране из-за пандемии коронавируса.

Ниже отрывок из него: «Еще в это непростое и странное время я слушаю литературный аудиопроект «Глубина», лекции по истории искусства Александра Таирова. Стала знакомиться с современным искусством, которое раньше не воспринимала, которое было мне не близко и не совсем понятно. Ближе с этими направлениями меня познакомил мой друг. Мы стали рассматривать альбомы, слушать лекции, ходить на выставки и обсуждать. Мне понравилось одно из направлений современного искусства – космизм. Потом мы с другом стали практиковать интуитивное рисование: маслом писали картины без набросков и идей, что для меня было очень сложно, ведь, расписывая поднос, я заранее знаю, что на нем будет, или делаю эскиз, а здесь все по-другому» [2].

Восточные мотивы

Света очень талантливый и разносторонний человек. Это проявлялось в ее жизни и творчестве. В последнем она постоянно экспериментировала, искала новые формы, пробовала себя в разных техниках: тагильская и урало-сибирская роспись и т. д.

Еще она не ограничивала себя выбором какой-то одной темы в росписи сувенирной продукции, могла рисовать ангелов и в то же самое время – изображения животных китайского календаря. Выше я писал о том, что она пробовала себя в интуитивном рисовании, а далее хочу рассказать о восточных мотивах в ее творчестве.

У меня дома хранится одно ее изделие, которое она создала еще до нашего знакомства с ней в 2016 году, это тарелка с изображением индуистского божества Ганеши. Или, увидев однажды у меня на холодильнике изображение «Глаза Будды», она повторила его на магните, добавив некоторые свои элементы. Помимо изображений Ганеши, Глаз Будды и Хамсы, она во множестве расписывала сувениры, посвященные Новому году по китайскому календарю. В конце каждого года она обычно заказывала в интернете десятки деревянных заготовок, расписывала их, а затем продавала эти изделия на ярмарках.

Она откликалась на самые разные культурные веяния, была открыта для них, и ей было интересно все многообразие мировой культуры, без каких-либо ограничений. И даже несмотря на то, что мы живем в провинции, благодаря ее работам, нам становились доступны формы и краски искусств других стран, т. е. то что мы обычно называем экзотикой. Все это преломлялось в ее видении художника и получало новую жизнь. Я уже не говорю про традиционную роспись, в которой она достигла больших высот. Просто удивительно как в ее сознании совмещалось все это многообразие!

А еще она создавала удивительные броши из фетра. Не помню точно в каком году, она подарила мне брошь с изображением гусиного пера – известной эмблемы поэзии. Ей нравились мои стихи. Сейчас храню это изделие как память. Броши были для нее одним из самых любимых направлений в творчестве. Она создавала их в больших количествах и затем реализовывала на ярмарках. Особенно сейчас вспоминаются ее броши в виде котов и ворон, в них отразилось ее доброе и непосредственное восприятие этого мира.

Она также делала замечательные фотографии своих работ, помещая их в необычную обстановку, используя различные фоны, предметы антуража, делая последующую обработку снимков в специальных приложениях. Только вот смонтировать видео она не всегда могла и порой просила меня помочь ей в этом деле.

Космизм

На мой взгляд, самые интересные работы у нее получались на стыке разных видов и направлений искусства, например, на стыке интуитивного рисования, космизма и ДПИ.

У меня дома хранятся две ее работы такого плана, одна носит авторское название «Поднос «ИНОпланетные»» и датируется 2014 годом, а вторая работа без названия, это маленькая шкатулка, я назвал ее для себя «Яблоко-Космос», она была создана в 2019 году.

Свете очень нравились разноплановые работы, она стремилась к разнообразию в своем творчестве. В то же время она всегда старалась ценить традиции и отдавала им дань, выступала в роли их хранительницы.

Ее вдохновляли картины художника-космиста Бориса Смирнова-Русецкого, который тоже нередко совмещал в своем творчестве традицию и новаторство. Ее привлекали темы Космоса, Иных миров, безграничных возможностей человека, которые занимают значительное место в творчестве этого художника. Нередко мы с ней вместе обсуждали его произведения.

Иной раз темы для своих работ она черпала в чтении книг Дипака Чопры, Ошо, Анны Кирьяновой. Она также ездила в город Екатеринбург на фестиваль эзотерических практик «Пирамида Света», где заряжалась благой энергией и приобретала новые знания, которые затем воплощала в своих работах.

В сюжете местной телекомпании «Телекон» от 12 ноября 2015 года она говорит: «Я стремлюсь к тому, чтоб поднос был не только как предмет быта, но и, чтобы философская мысль в нем была» [3].

Генератор идей

Свету в полной мере можно было назвать генератором идей. Она постоянно придумывала новые ходы в творчестве. И даже когда рисовала «для души», то искала новые формы.

Так я помню, что в сентябре 2020 года мы с ней и с ее подругой Аней ездили в п. Черноисточинск, где ходили по горам и любовались пейзажами. Это был отдых на природе. Но даже там она полностью не отключалась от творчества. Она не просто ходила по лесу, но искала ветки интересной формы. Зачем они ей понадобились? Об этом я узнал днем позже, когда она предложила мне раскрасить их гуашью.

Но на этом она не остановилась, а из оставшихся веточек сделала своеобразную рамку для своего рисунка «Хранительница места Силы», созданного под впечатлением от той поездки, и сделав фото получившейся работы, отправила его в интернет.

Некоторые идеи мы с ней придумывали совместно. Помню, дело было в сентябре 2023 года. При виде ее сувениров в виде красных коней мне в голову пришла ассоциация с известной картиной художника Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». Дальше я предложил Свете налить в тазик воды и окунать туда ее изделия, а затем делать их фотографии. Она подумала и, спустя пару минут, предложила другой вариант: она нарисует на бумаге изображение водоема, а сувениры расставит вокруг него. Ее идея показалась нам более удачной. Так получилась одна из самых необычных фотографий.

Целью создания подобных снимков была реклама продукции, и надо сказать, что люди охотнее покупали изделия, видя такие фото в интернете. Сейчас те времена вспоминаются с большим теплом, было в них что-то особенное, яркое и запоминающееся.

Еще я помню, что она умела делать интересные кадры на телефон, присматриваясь на улице к веточкам, листочкам, цветам и ягодам. Ее глаз художника улавливал красоту окружающего мира и передавал ее другим людям. Свои фотографии природы, сделанные в городе, она часто подписывала в интернете хэштегом «городской дзен»...

Подносный промысел

Мне всегда нравились Светины подносы, особенно монохромные ее произведения. Помню, что однажды работники местного ТВ приходили к нам домой и сняли про нее ролик, и в нем журналист, рассказывая о ее работах, сказала: «Космические подносы! А за монохроматическими розами будто спрятан огромный квазар» [4]. Это действительно так, они светятся! Талант мастера создает такие необычные эффекты. По словам авторов статьи в газете «Тагильский вариант» И. Шаповаловой и А. Васенева, «важной особенностью ее авторского почерка является использование белил для создания оптического ощущения внутреннего свечения букета» [5].

Можно много еще сказать о ее работах в технике росписи, но раз я не специалист и не могу адекватно оценить их достоинства, то ограничусь лишь своим стихотворением, которое было написано под впечатлением от ее работ:

Уральское разноцветье
Когда на сердце скука и тоска
И много к жизни каверзных вопросов,
Печаль развеет чудо цветника,
Что глаз увидит на ее подносах.
Там маки яркие, как жар, горят,
И череда танцующих ромашек.
Взгляд привлекает каждый экспонат,
И нет в нем ни ошибок, ни промашек.
Уральским разноцветием полна
Душа летит на дальние поляны.
Истории из сказок сундука
Напоминает творчество Светланы.
Чудесные фантазии живут
На солнечных подносах мастерицы.
Ее нелегкий кропотливый труд
В сердцах зажжет пусть радости зарницы!

А вот отрывок из статьи искусствоведа Лидии Хайдуковой, напечатанной в журнале «Культура Урала» № 2 (58) и посвященной выставке «Вселенная света», проходившей в НТМИИ в 2018 году:

«На выставке «Вселенная цвета» зритель погружается в атмосферу волшебного мира цветочных «мелодий» – спокойных и тихих «элегий», например, «Пробуждение» Контур, или звучных и подвижных «сонат», например, «Явись, Ярило» Новокшоновой. В экспозиции на отдельных стендах выделены работы художниц, написанные в разных колоритах, и здесь можно отметить творения Светланы Контур, которая в последние годы активно и плодотворно работает над созданием оригинальных колористических цветочных композиций. Она пишет и роскошные ярко-звучные мотивы – «Хамелеон», «Лесная полянка», «Осенний пэчворк», и произведения с тонкими и мягкими тональными переходами красок, необыкновенно красивыми и необычными по цветовой гамме, – «Красота сквозь дым», «Обнимающая нежность».

Авторы выставки не только показали умение создавать удивительные по колориту композиции, но и продемонстрировали огромное разнообразие цветочных мотивов. Наряду с традиционными в тагильской росписи уральскими розанами зацвели на подносах удивительные редкие ирисы, рудбекии – «золотые шары», подснежники, герберы. Каждый раз, готовясь к выставкам, Евгения и Светлана придумывают новые сюжеты для своих работ, изобретают не только цветочные мотивы, но и колдуют над витиеватыми и причудливыми узорами орнамента, часто тонируя или «подсвечивая» его разными красками, – все это позволяет создавать разнообразные по замыслу и интересные по образу произведения. Таковы работы Светланы Контур «Краски Индии», «Цветочный вальс в ночи» и Евгении Новокшоновой «Японская церемония и «Затейливый».

Воплощенные на зеркале подноса яркие, оригинальные образные решения захватывают зрителя и оставляют незабываемые впечатления от созданного мастерами красочного мира. Можно только с восхищением поражаться выдумке и фантазии замечательных тагильских мастеров»
[6].

В последние годы своей жизни, кроме работы в направлении традиционной тагильской росписи, Света осваивала урало-сибирскую роспись, в которой также, как и в тагильской росписи, используется прием «двойной мазок». Недавно ее мама подарила мне ее работу – изделие в виде кота, которое выполнено в технике урало-сибирской росписи. Помню, что Свете очень нравились ее сувениры с изображением котов, она говорила мне: «Не хочу их продавать, они такие клевые!» И действительно несколько штук таких изделий она оставила себе. У ее изображений котов очень необычные, выразительные глаза, взгляд у них как живой. Рисуя их, Света вкладывала в них всю свою душу, иногда стирала краски и наносила их заново, в поисках необходимого выражения глаз животных.

Кроме небольших сувениров, она расписывала тарелки, панно, туески, солонки, шкатулки – и тоже делала это как в технике тагильской росписи, так и в технике росписи урало-сибирской. Светиной кисти принадлежит очень много разных произведений. Значительная их часть сейчас рассыпана по многочисленным музеям и частным коллекциям России и стран зарубежья. Часть из них находится у ее мамы, а часть – у меня. Теперь мы храним эти изделия как память о ней.

Ее творчество разнообразно. В основном она расписывала подносы и сувениры, но иной раз создавала и другие работы в самых разных техниках и жанрах. Были среди них и вольные копии, как, например, изображение лилий большого формата, нарисованное сухой пастелью. Оно уже много лет висит на кухне в квартире ее мамы. Много раз мы пили чай, и на нас смотрела эта работа.

Света создала ее очень давно, наверное, еще в начале нулевых годов, и подарила своим родным. В их квартире, кроме данной картины, висят на стенах и другие ее произведения. Каждый раз, когда я бывал у них в гостях, то обращал внимание на них. В их числе есть также акварельные картины большого формата, есть работы, написанные маслом. Нередко она изображала букеты цветов. Цветочная тема была одной из главных в ее творчестве, она отображена в самых разных ее работах, таких как подносы, сувенирные изделия и картины раннего периода.

В своей собственной квартире, после того как там был сделан ремонт, она тоже попросила повесить несколько ее живописных картин, которые были нарисованы не так давно. Везде, где бы она ни жила, она наполняла окружающее пространство красотой.

3. Музыка

Туристический период

Света рассказывала, что в молодости несколько раз участвовала в походах секции спелеологов. Тогда же или, может быть, чуть раньше она освоила игру на гитаре, которой часто сопровождаются туристические походы. У нее сохранилась с тех времен объемная тетрадь с записями текстов песен и аккордов к ним, которые она обычно подбирала самостоятельно.

Она вспоминала, что не всегда удавалось настроить гитару на слух, и нередко качество звучания инструмента оставляло желать лучшего, но ее подруги всегда ей говорили: «играй! неважно что и неважно как, главное играй!».

Город золотой

Сохранились записи нашего исполнения песен под гитару. Так получилось, что песню «Город золотой» мы с ней пели много раз и чаще всего записывали. Сохранилось три варианта записи этой песни разных лет. Два из них я потом забраковал (хотя они есть на ютубе, как отражение личной истории), так как тогда еще настраивал гитару на слух, а не по тюнеру, и звучит она не очень. Третья запись самая лучшая, даже несмотря на то, что в ней присутствуют некоторые шумы и другие накладки. Она была сделана в позапрошлом году – просто так, между делом кто-то включил диктофон.

Вспоминаю Свету, как она ярко и красиво пела. Особенно хорошо ей удавались старые советские песни, типа «Прекрасное далеко», «Дорога добра», «Алый цветок» из м/ф «Шелковая кисточка», которые могла исполнить только она одна. Мы не успели их записать, никогда не ставили такой цели, и, наверное, зря. Но зато есть другие записи, которые дают представление о том, чем мы с ней жили в последние несколько лет.

Песен мы с ней пели много, самых разных, делая это в основном для души. Поэтому, наверное, некоторые из них и остались только в нашей с ней памяти. Хотя кто-то из друзей иногда заходил в гости и тоже мог их услышать.

Посиделки

Помню, в конце 2021 года на волне ожидания НГ судьба свела нас с одной чудесной компанией. Люди в тусовку чаще всего приходили разные, но были среди них и одни и те же лица. Мы собирались на чьей-то квартире, пели песни под гитару, играли в настольные игры, пили чай, общались. Встречались так раза три или четыре. Это был замечательный период! Иногда судьба преподносит неожиданные и редкостные подарки.

Света на таких посиделках блистала своим остроумием – когда шутила, и красивым голосом – когда пела. Однажды, слушая записи тех встреч, одна ее подруга написала мне в комментариях вконтакте: «какой же она колокольчик!»

Она любила слушать музыку. В ее дневнике есть такая запись от 18.11.18: «Сегодня слушала орган. Это космические ощущения! У меня мурашки бегали по спине! Спасибо, Господи, за эту возможность!»

4. Дневники

По методу Джона Леннона

Начиная с конца 2020 года Света вела бумажный дневник. Я решил набрать его на компьютере и хранить как память. А оригинал нужно будет потом вернуть ее маме.

История ее дневников началась в 2018 году, спустя год после нашего с ней знакомства. Я рассказал ей, что веду дневник, начиная с 2007 года. Кроме того, вспомнил о методе Джона Леннона: он сделал коробку из картона и кидал в нее свои записки на клочках бумаги, потом вынимал дно у коробки и составлял из этих записок тексты.

Света загорелась желанием попробовать писать точно также, только вместо коробки она использовала полиэтиленовый пакет. Она называла свои записки «Миги Вечности».

В каком-то году она пыталась их выбросить, но я нашел их в мусорном ведре и сохранил. Начал набирать их на компьютере, но все набрать не успел, напечатал примерно половину. Потом она попросила вернуть ей этот ее первый дневник, и где-то он должен до сих пор храниться, надеюсь, что однажды он отыщется.

Второй свой дневник она начала вести в конце 2020 года в специальной тетради и вела его вплоть до самого своего ухода в ноябре 2023 года.

Все это пишу для того, чтобы еще раз вспомнить о том, что Света очень талантливый и разносторонний человек. А дневники эти, скорее всего, никто кроме меня и ее мамы не прочитает, потому что там много личного. Но это память, и она будет согревать нас еще очень долгое время...

Не слова, а дела

С интересом читаю сейчас ее записи. Их не так много, и каждая – на вес золота. В них чувствуется ее душа.

Она делала записи не часто, больше любила не слова, а дела. Полностью она самовыражалась в искусстве. В ее дневнике есть такая строчка: «Моя отдушина – рисовать, это спасает!» (05.01.23).

Хочется в этом тексте вспомнить о ней, отдать дань уважения ей как талантливому художнику и как замечательному человеку. Света, мы помним о тебе, и желаем, чтобы все у тебя было хорошо там, в Ином мире!

Искрометный юмор

В ее дневнике есть такая интересная запись, датируемая 2 мая 2021 года:

«Попросила Д.С. сказать что-то хорошее, он сказал: – Ты моя конфетка «Белочка».
– Почему? – спросила я с удивлением и недоумением.
– Потому что я люблю эти конфеты...
– Хахахаха... ну реально рассмешил. Ну и я тут же ответила:
– Тогда ты мой «Тюлень на Севере».
Посмеялись...»


Ей было свойственно яркое и глубокое чувство юмора. Она практически мгновенно могла ответить шуткой на шутку, что говорит об остром уме и сообразительности. Она также часто была «душой компании» (некоторые ее подруги звали ее «Светлейшая»), все ее любили.

5. Путешествия

Мечты

Значительную часть своей жизни героиня моего рассказа прожила в городе Екатеринбурге. Там она училась и работала, но потом снова вынуждена была вернуться в город Нижний Тагил, где живут ее родственники. Она пишет в своем дневнике, в записи от 20 июня 2018 года, которую она сделала во время своей очередной поездки в столицу Урала: «Как же я люблю Екатеринбург, как там дышится легко, свежо, это мой город, я это чувствую, мне там хорошо!» А в записи от 5 апреля 2018 года есть такие слова: «Обожаю Екатеринбург! Город молодости и возможностей!».

Несколько раз ездил с ней туда и я. Она показала мне Екатеринбург, и я тоже теперь в восторге от него. Спасибо ей за то, что она была гидом в наших путешествиях!

Но есть у нее еще один любимый город, «город мечты», в котором она никогда не была, но хотела побывать. Это Париж. В своем интервью для журнала «Макар» она признавалась: «А еще у меня есть мечта. Не знаю, стоит ли говорить… Ну, да ладно – скажу! В Париже открылся Дом русской культуры, я очень хочу провести там мастер-класс по тагильской росписи, чтобы народ знал, какая она замечательная, какие у нее возможности!» [7].

В 2023 году сбылась другая ее мечта – совершить совместную поездку на юг. О ней я написал в своем рассказе «Путешествие на Черное море». Света очень любила поездки. За свою жизнь она несколько раз путешествовала, сначала в составе группы спелеологов обследовала пещеры Свердловской области, а затем – побывала в Египте. После поездки в эту страну она создала так называемый «Египетский альбом», в который вошли фотографии из поездки, украшенные ее рисунками и снабженные текстами о тамошних достопримечательностях, скопированными из интернета. Альбом этот сделан с душой и очень аккуратно. Видно, что та поездка произвела на нее сильное впечатление.

Ярмарки

Настоящей страстью и «отдушиной» для нее всегда были поездки на ярмарки. Она любила путешествия и ей нравился процесс продажи своих изделий, а также общение с коллегами по цеху. О чем красноречиво свидетельствует следующая запись в ее дневнике: «Я так ценю Анюточку, Катюшку, мои мастерицы, подружки не по годам. Спасибо за них, Жизнь! Скучаю, жду поездок на ярмарки, болтовни, смешинок, прибыли и улыбок!» Здесь необходимо сделать комментарий, хотя и так, наверное, понятно, что Аня и Катя – ее подруги-мастерицы, вместе с которыми она ездила на мероприятия.

Света часто ездила на ярмарочные продажи, где торговала своими работами – подносами и сувенирными изделиями. На протяжении нескольких лет она активно участвовала в многочисленных ярмарках, объехав практически всю Свердловскую область. За это время она побывала во многих городах и селах, а некоторые из них посетила несколько раз. Летом такие мероприятия традиционно проводятся на свежем воздухе, а зимой – в закрытых помещениях, таких, например, как ТЦ «Depo» или креативный кластер «Самородок» в Нижнем Тагиле.

У Светы были свои постоянные покупатели, которые, узнавая о месте проведения продаж из интернета, в условленное время спешили прийти туда и купить приглянувшиеся им изделия, фото которых она предварительно выставляла на своих страницах в соцсетях. Когда я бывал на ярмарках вместе с ней, то видел, как она общается с покупателями, показывает им свою продукцию, рассказывает о ней, отвечает на вопросы. Не все продавцы обладают даром рекламы, но у нее он был, и ее продажи часто шли бойко, в то время как другие участники ярмарок, которые молча сидели у своих столов, не могли ничего реализовать иногда в течение целого дня.

Она также проводила мастер-классы с детьми и взрослыми, участвовала в курсах повышения квалификации, встречах мастеров, посиделках. Ее график был плотным, а жизнь насыщенной. И многих, кто знакомился с ней, она вовлекала в свою орбиту. Например, она вспоминала, что когда первый раз пришла в Дом художника на выставку, то увидела, что никто ни с кем не общается. Тогда она сама, первая, заговорила с художниками и вскоре завела новые знакомства.

6. Здоровье и семья

Сильная духом

В последние несколько лет Света получала пособие по инвалидности. Но, однако, не прекращала работать. А работала она иной раз помногу часов каждый день, не делая себе поблажек. В своем дневнике она писала: «меня никто и никогда не жалел…», и в другом месте: «в моей жизни я принимаю решения сама и сама иду своим путем…». Так может написать только сильный духом человек.

В своем дневнике она понуждает себе к действию: «Надо писать поднос, ленюсь, дела стоят. – Соберись, тряпка!» (февраль 2021 года).

Света запомнилась мне яркостью своего характера и большим трудолюбием. Творчеству она уделяла значительную часть своего свободного времени. Она настоящий художник, профессионал, искусство было ее страстью, она часто горела желанием творить. Например, когда она болела, то мечтала об одном – поскорее выздороветь и снова начать рисовать. Ее работа требовала от нее большой дисциплины, преодоления себя, самоограничения. Она боролась с собой, когда, например, телефон начинал поглощать ее внимание, и, оторвав себя от дивана, снова садилась за свой рабочий стол.

Несмотря на некоторые проблемы со здоровьем, которые проявились в последние годы ее жизни, она не давала себе поблажек в работе, ездила на ярмарки, участвовала в конкурсах и фестивалях. Не все знали о ее проблемах, она обычно их не афишировала. Жаль, что в момент последней болезни ее организм не справился с недугом, и она покинула наш земной мир. Теперь нам остается память о ней и вера, что однажды мы с ней снова увидимся в Ином мире.

Отношение к близким

Она очень любила свою семью. О своей маме она писала в своем дневнике: «Достойный пример! Сила духа и стальной внутренний стержень! Горжусь!». В другом месте она общается к ней: «Спасибо, мамочка любимая, за твою заботу!». Она также выделяла своего младшего племянника Диму («он очень интересный» – запись в ее дневнике), занималась с ним рисованием, играла с ним в игры, всячески способствуя его развитию. Был у нее и любимый питомец – собака породы такса Майки, в котором она души не чаяла, и могла подолгу играть с ним, когда приезжала в гости к своей маме.

Летом они втроем с ее мамой и племянником, обычно, ходили в парк им. Бондина, где катались на катере по Тагильскому пруду, кушали мороженое. Она не жалела денег на то, чтобы помочь родным хорошо отдохнуть и набраться свежих впечатлений.

Она пользовалась авторитетом в своей семье, ее родные понимали, что она необыкновенная личность, и к ее мнению иной раз нужно прислушиваться.

Личная жизнь (Почему так рано?)

Света была необыкновенным человеком, очень светлым и ярким, люди тянулись к ней, от нее исходил особый магнетизм, все ее любили. Она также была непревзойденным мастером тагильской росписи, создавала своими руками удивительные изделия.

Мы с ней познакомились в 2016 году. Не так давно начали жить вместе. Мы по-настоящему любили друг друга. И вот эта страшная и нелепая смерть из-за болезни. Почему так рано? И почему от нас уходят лучшие люди, мастера? Ведь за последние пару лет ушли из жизни три мастера, которым было около 50-и лет.

Врачи говорят, что сделали все, что смогли. Я верю им. В наше время в больницах использует сложная техника, дорогостоящие лекарства. Но не спасли. Ее организм не справился. Как жаль! Память о Свете будет вечно жить в наших сердцах! Верю, что с ней все хорошо!

Наша с ней дружба длилась 7 лет. Два года мы успели прожить вместе, под одной крышей. В скором времени собирались зарегистрировать отношения. Но увы...

Время бежит быстро, время лечит. Но очень трудно бывает смириться с несправедливостью. И это действительно несправедливо, во-первых, что так мало времени было отпущено ей, а во-вторых, что наши с ней отношения тоже продлились недолго. Но, наверное, кому-то Там виднее. Только эта мысль может послужить утешением.

7. Звездочка

С ее уходом для меня лично ушла целая эпоха. Это были незабываемые времена! Еще до того, как мы с ней съехались и начали жить вместе, мы часто ездили друг к другу в гости или встречались где-нибудь в Ленинском районе Н. Тагила, сидели в кафе, или гуляли по городу, ходили на выставки или в кино, разговаривали, шутили... Эти разрозненные воспоминания способны передать лишь малую часть того, чем жила она, и чем жил я, общаясь с ней.

Когда я общался со Светой, то это был пик моего приобщения к культуре. Мы с ней вместе ходили на художественные выставки, в театр и в кино, на концерты классической и рок-музыки, обсуждали эти мероприятия, занимались совместным творчеством, рождали идеи для творчества и для жизни. В те дни мы жили как бы в ином мире, в инобытии, для которого характерно другое течение времени, даже как бы вневременность, и которое заметно отличается от нашей обыденной жизни. Я и раньше посещал музеи и выставки, иногда ходил на концерты, но время, когда мы делали то же самое с ней вдвоем, было особенным, более насыщенным и интенсивным, более богатым и интересным. Кроме того, нас связывало чувство любви и симпатии друг к другу, что делало жизнь еще более яркой. Наши души купались в этом свете и обновлялись, раскрывались, совершенствовались.

Очень жаль, что она ушла рано! Ей только исполнилось 52 года, и у нее было множество планов на будущее. Она горела новыми идеями, которые собиралась воплотить в своем творчестве. В очерке Николая Рериха «Серов» есть такие слова: «Жаль умирающих старцев. Жаль умерших детей. Но когда гибнет человек среди яркого творчества, среди счастливых исканий, полный своей работой, то не просто жаль, а страшно, просто ужасно примириться со случившимся» [8].

Мы помним Свету, как очень талантливого человека, яркого, «звездочку» (по выражению одной ее подруги), как человека с блестящим чувством юмора, душевного, разностороннего, незаурядного, интересного и не боящегося обращения к «высоким материям» в жизни и творчестве, помнящего о том, что не хлебом единым все мы живы!

Примечания

1. Журнал «Макар» № 97, март 2018. С. 30. URL: https://tagillib.ru/readers/for_children/journal_makar/ (дата обращения: 25.02.2024).
2. Изолированные в Тагиле. Мастерица по росписи подносов – о погружении в современное искусство и вдохновении в «это непростое и странное время». // Сайт Агентства новостей «Между строк». URL: https://mstrok.ru/news/ (дата обращения: 12.07.2024).
3. 12.11.15 Время новостей. URL: https://youtu.be/fmtW0tx6m9s (дата обращения: 25.02.2024).
4. Время новостей. События 27.11.2023 / Новости Нижнего Тагила / Телекон. URL: https://youtu.be/Bkp7sZcYPlw (дата обращения: 25.02.2024).
5. И. Шаповалова, А. Васенев. Традиции и новаторство в «контуре света». // Газета «Тагильский вариант», июнь 2016 (Электронный документ).
6. Журнал «Культура Урала» № 2 (58), февраль 2018. С. 85. URL: https://www.muzkom.net/about/smi/kultural (дата обращения: 25.02.2024).
7. Журнал «Макар» № 97, март 2018. С. 31.
8. Рерих Н.К. Глаз добрый. – М., 1991. С. 167.

2024 г.

  • Категория: проза, проза/рассказы. Теги: искусство, культура, тагильская роспись. Добавил: dima (11 августа 2024).
    cup Другие новости из категории проза, проза/рассказы :
    Информация
    cup Вход на сайт    cup Регистрация cup Лучшие новости cup Облако тегов cup Наш опрос cup Немного рекламы cup Календарь cup Архив новостей

    Авторский сайт Дмитрия Саночкина. Copyright © 2009-2024 All rights reserved.