cup Разделы Дмитрий Саночкин - Авторский сайт » проза » Дали и НЛО

Дали и НЛО

В 1955 году Сальвадор Дали создает одну из своих самых известных картин «Тайная вечеря». Привлекает внимание в ней необычное прочтение художником известного религиозного сюжета. Есть в произведении и загадочные элементы в современном стиле. Например, изображение додекаэдра, которое... напоминает кабину неведомого космического корабля. Возможно, что до автора этих произведений доходила информация о НЛО, и это оказало влияние на его творчество.

Дали и НЛО

Известно, что этюд к картине «Атомная Леда», которая открыла «мистико-молекулярный» период в творчестве С. Дали, был выполнен в 1947 году, в том же году, когда произошел знаменитый Розуэлльский инцидент.

Известно также, что статья «Мистический манифест» была написана им в 1951 году, и в том же году, согласно википедии, «Эдвард Дж. Руппельт впервые предложил и начал использовать термин UFO» [1]. «В марте 1947 года ВВС США начали сотрудничать с прессой. Журнал «Life», доселе выказывавший пренебрежение к «летающим тарелкам», обмениваясь сведениями с ВВС, опубликовал статью Роберта Гинны и Бредфорда Дарраха «К нам гости из космоса?». Эта статья вызвала множество отзывов, статей о НЛО» [2].

Возможно, что все эти факты являются всего лишь примерами случайных совпадений, но, возможно также, что между ними существует и более глубокая связь. Не исключено влияние на художника той информации о неопознанных летающих объектах, которая время от времени появлялась в прессе тех лет.

Дали в период с 1940 по 1948 годы постоянно жил в США и мог читать какие-то из статей, посвященных данной теме. После 1948 года он тоже неоднократно бывал в этой стране и мог получать соответствующую информацию. Он также мог читать о загадочных случаях в тех печатных органах, которые существовали у него на родине, в Испании.

Есть и более существенные совпадения. Так в картине «Тайная вечеря» несколько раз используется число 12. Это и число граней многоугольника и число апостолов, окружающих Иисуса Христа. Но это же число фигурирует и в уфологической литературе. Речь идет о секретной американской операции по исследованию НЛО «Мэджестик-12», которая была начата в 1947 году, и в которой принимала участие группа из 12 высокопоставленных руководителей разведки, Пентагона и видных ученых [3]...

Есть достоверная информация, что Сальвадор Дали всерьез интересовался наукой, что находило непосредственное отражение в его творчестве [4].

Некоторые авторы, проанализировав отдельные факты из жизни и творчества другого известного художника Леонардо да Винчи, даже выдвинули гипотезу о «внеземном происхождении» его дара [5]. Слишком уж разительно отличался уровень его знаний и умений от уровня современной ему эпохи. Не мог ли и гениальный Сальвадор Дали, уровень развития которого тоже был очень высоким, получать некоторую информацию непосредственно от Высшего Разума?

Дали и НЛО

В 1959 году в Париже Дали представил публике устройство собственного изобретения. Называлось оно «овосипед» (от лат. ovo – яйцо). Данный объект воплотил в жизнь инженер Лапарра. Овосипед представлял собой прозрачный шар с закрепленным внутри сиденьем для одного человека. Дали использовал этот «транспорт» для того, чтобы шокировать публику своим появлением [6]. Ян Гибсон в своей книге так описывает данное событие: «А в конце года Дали представил в Париже модель своего последнего изобретения – «овосипеда», революционной идеи личного транспорта, состоящего из прозрачной пластиковой сферы, диаметром в сто сорок сантиметров, которая приводилась в движение ступнями водителя. Суть этой штуковины заключалась в том, что она, являясь средством передвижения, одновременно создавала ощущение пребывания в материнской утробе. На необычное представление, устроенное Форе в целях рекламы «Апокалипсиса Святого Иоанна», Дали прибыл в костюме космонавта» [7]. Что он хотел всем этим сказать?

И хоть Дали, будучи до мозга костей художником, и говорит в своем «Дневнике одного гения», что «Вселенная, как и любая материальная вещь, выглядит жалкой и узкой, если сравнишь ее с иным челом, написанным кистью Рафаэля» [8], но все же складывается впечатление, что звездное небо с его загадками волновало его не только в период его молодости. А о том далеком времени он напишет спустя много лет: «Как это разнится с мучительным созерцанием звезд в пору отрочества. Тогда они подавляли меня вкупе с моим романтизмом, внушавшим мне веру в непостижимость и бесконечность космических пространств» [9].

Эта статья в чем-то носит предположительный характер. К сожалению, на данном этапе не было возможности изучить все те многочисленные печатные источники, интервью и документальные фильмы с участием Сальвадора Дали, которые могли бы пролить свет на эту тему. Впрочем, кое-что более-менее определенное удалось найти.

Известно одно любопытное высказывание художника, источник которого установить не удалось и которое приводится в книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали» в переводе Н. Малиновской. В приложении к этой книге переводчица собрала высказывания Дали, найденные в самых разных публикациях и интервью с ним, среди которых есть следующая цитата:

«Жизнь существует только у нас на планете, и думать, что она есть где-то еще – ребячество. Мне – в полном соответствии с законами логики – возразят, что при сходных условиях жизнь на других планетах возможна. Но в том-то и дело, что природа в принципе нелогична, и потому по законам природы жизни на других планетах быть не должно. Однако, если ко мне приведут инопланетянина, я распахну объятия и предложу ему вина» [10].

Данный отрывок создает ощущение противоречия, но оно лишь кажущееся. Говоря, что «жизни на других планетах быть не должно», Дали передает мнение официальной науки. Однако сам он, по его словам, не прочь был бы встретиться с пришельцами и оказать им радушный прием.

Известно также, что во дворе дома Сальвадора Дали в Порт-Льигат сохранилось загадочное скульптурное изображение, которое художник при жизни называл «инопланетянином» [11]. Эти и другие примеры говорят о том, что он интересовался темой НЛО, а значит мог иной раз использовать ее в своем творчестве.

Примечания

1. Википедия, статья «Уфология» (дата обращения: 26.06.2021).
2. Там же.
3. Г.К. Колчин. НЛО. Факты и документы. Ленинград, 1991. С. 250.
4. См. главу «Дали и наука» в книге Мишеля Нюридсани «Сальвадор Дали».
5. Виктор Медников. Леонардо да Винчи – человек из будущего? / Тайны ХХ века. Золотая серия. № 4 (34). Люди-феномены. Журнал, 2019 год. С. 95-98.
6. Кристина Минязева. Десять эпатажных выходок Сальвадора Дали / Российская газета: [сайт]. URL: https://rg.ru/2014/01/23/dali-site.html (дата обращения: 26.06.2021).
7. Ян Гибсон. Безумная жизнь Сальвадора Дали. URL: http://www.mir-dali.ru/library/bezumnaya-zhizn-salvadora-dali123.html (дата обращения: 26.06.2021).
8. Дали С. Дневник одного гения. – СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. С. 62.
9. Там же. С. 61.
10. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всем прочем. Составление, предисловие и перевод с английского, испанского и французского Н. Малиновской. М.; издательство «СВАРОГ», 1996. С. 418.
11. Антонио Питхот, Монсте Агер. Жизнь при свете вечности / Дом-музей Сальвадора Дали в Порт-Льигат. Фонд Гала и Сальвадора Дали. С. 60.
  • Категория: проза, проза/очерки. Теги: уфология, искусство, сюрреализм, Сальвадор Дали. Добавил: dima (6 апреля 2022).
    cup Другие новости из категории проза, проза/очерки :
    Информация
    cup Вход на сайт    cup Регистрация cup Лучшие новости cup Облако тегов cup Наш опрос cup Немного рекламы cup Календарь cup Архив новостей

    Авторский сайт Дмитрия Саночкина. Copyright © 2009-2022 All rights reserved.