cup Разделы Дмитрий Саночкин - Авторский сайт » проза » Сальвадор Дали. Между сном и явью

Сальвадор Дали. Между сном и явью

Сальвадор Дали был одним из первых, кто изобразил «сюрреальный» мир сновидений. И его отличие от других художников состояло в том, что он смог сделать это убедительным образом. Он сумел передать ощущения человека, который видит сон, сумел показать их объективно, сумел показать реальность и почти физическую осязаемость снов.

Эта реальность, конечно же, отличается от реальности материального мира, и во многом она является загадкой. Однако художник оставляет за ней право на существование, право влиять на человека и определять его мысли и поведение в состоянии бодрствования.

Сальвадор Дали. Между сном и явью

Вместе с Зигмундом Фрейдом он пытается найти связь между подсознанием и миром сновидений, а затем - между последним и состоянием бодрствования. Он пытается выявить скрытые пружины мыслей и поведения человека, которые по его представлениям спрятаны в области подсознания.

Сам художник так писал о своей картине «Сон, вызванный полетом вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944):

«Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Гала. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы» [1].

Данная картина является не единственным произведением, в котором Дали изображает миры сновидений. В каком-то смысле многие его картины демонстрируют их. Но есть наиболее показательные картины в этом ряду, которые прямо отсылают к теме сновидений. Например, его произведение, которое носит соответствующее название - «Сон» (1937).

На этой картине показана «хрупкость» сна, его эфемерность и размытость, в отличие от более конкретной, четкой и надежной реальности физического мира. Ощущение «хрупкости» мира сновидений передает голова, которую от падения удерживает множество костылей. Вот как сам художник описывает данное состояние: «Сон - это равновесие; это чудовище, которому оставили только голову, а тело отняли. И голова держится только на подпорках, а их множество. Но стоит хотя бы одной подпорке шелохнуться, спящий... проснется!!! И только при полном равновесии, практически недостижимом, Бог Сна смежает нам веки» [2].

В другом месте он говорит: «Проснешься - и стряхнешь песчаные крупинки снов, но скалы воображения стоят неколебимо» [3].

По мысли Дали, сны, также, как и воображение - реальны, и могут служить для человека источником вдохновения и творческой активности. Кроме того, во время сна мозг отдыхает и набирается новых сил для грядущего дня. Состояние сна может служить средством для «бегства от проблем», в котором можно на некоторое время забыться и укрыться от неминуемых забот повседневной жизни. И там же можно почерпнуть новые импульсы, которые затем могут воплотиться в жизнь. Таким образом, сон является важным для человека состоянием, определяющим его мысли и поведение, влияющим на них.

Одним из первых ученых, кто обратил внимание на феномен сновидений, был австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд. В своей книге «Толкование сновидений» он попытался систематизировать тот материал, который поступает в сознание человека в процессе сна, и увязать его с ключевыми моментами созданной им системы психоанализа. Известно, что в юности для Сальвадора Дали данная книга была настольной, и он активно черпал из нее знания и вдохновение для своих работ, так называемого, «сюрреалистического» периода.

По мнению искусствоведа Евгении Завадской, «его картины, как и сновидения, нуждаются в истолковании. Дали иногда стремится воссоздать спонтанность самого сновидения, порой словно пересказывая в картине сон, пропускает иррациональный поток образов через автоцензуру, акцентируя отдельные элементы, сообщая сну некоторую последовательность и структурность; нередко его картины строятся как толкование, комментирование сновидений как набора образов-символов, разработанных в традиционной народной мифологии, условно говоря, пишет по Мартыну Задеке, согласно которому человек «сексуализирует вселенную»» [4].

Картина Сальвадора Дали «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната» является переломной для творчества художника. В этот период времени он оставляет позади «сюрреалистический» период своего творчества. Тогда же он отделяется от группы сюрреалистов, возглавляемой Андре Бретоном, и переходит к созданию масштабных полотен, посвященных религиозной тематике. Однако темы «сюрреального», «потустороннего», «сновидческого», «визионерского» будут занимать его на протяжении всей его жизни. Например, в 1959 году им была написана картина, получившая название «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба». И снова в ней встречается тема сновидений, но теперь уже дополненная и усиленная мистической составляющей сюжета. По мнению доктора Пьера Румгера, «великое чудо далианской изобретательности заключается в том, что подобная вовлеченность в вербальные конструкции самой что ни на есть абстрактной и менее всего поддающейся пластическому выражению религиозной онтологии не иссушила глубинные источники визионерского воображения» [5].

Для Сальвадора Дали, по-видимому, не существовало четкой и безусловной границы между областью грез, фантазий, сновидений и миром повседневной реальности. В первой он находил источник для своего творчества, черпал вдохновение и идеи. Для него без всего этого жизнь казалась пресной, безвкусной.

Будучи вынужденным жить на грани «между сном и явью», он должен был постоянно балансировать между состоянием трезвого ума и тем, что в науке называют «измененными состояниями сознания», что не могло пройти бесследно для его психического здоровья - недаром же говорят, что «от гениальности до безумия - один шаг». Но однако же художник, «привив себе штамм иррационального», смог найти и средство для излечения от него.

Его картины можно рассматривать как средство самопознания и самоуглубления. Они дают возможность в ходе своеобразной «игры в психоанализ» самостоятельно проработать содержание своего сознания и подсознания, расширив горизонты познания и мышления.

Можно упомянуть в этой связи его слова: «Я, убежденный рационалист, погружаюсь в глубины иррационального не ради этих глубин, не ради залюбовавшегося собой подсознания, профильтровавшего мир. В отличие от многих я борюсь за Победу над Иррациональным» [6].

А говоря об открытом им «параноидально-критическом методе», он пишет:

«Пассивному, незаинтересованному, созерцательному и эстетическому отношению к иррациональным явлениям мы противопоставляем активное, организующее, носящее системный и познавательный характер отношение к этим явлениям, которое в практике нашего подлинного, непосредственно переживаемого жизненного опыта рассматриваются как частные события, несущие ассоциативную и смысловую нагрузку» [7].

И по мнению Е.В. Завадской, «очень многие критики отмечают в искусстве С. Дали жесткое, рациональное начало как нечто негативное, большинство же почти не замечает этого, прикованное общей иррациональностью, видимой «случайностью» создаваемых им образов» [8].

Да, оказывается, творчество Сальвадора Дали - это еще и тест на рациональность и виртуозность ума. Каждый может испытать, насколько он способен проникнуть в глубины реальности...

Литература

1. Рожин А.И. Сальвадор Дали: миф и реальность. - М.: «Республика», 1992. С. 108.
2. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всем прочем. Составление, предисловие и перевод с английского, испанского и французского Н. Малиновской. - М., Издательство «СВАРОГ», 1996. С. 422.
3. Там же. С. 422.
4. Завадская Е.В. Сальвадор Дали. Живопись, скульптура, графика. // Сальвадор Дали. Альбом / Авт.-сост. Е.В. Завадская. - М.: Изобраз.искусство, 1992. С. 8.
5. Пьер Румгер. Далианская мистика в сопоставлении с историей религий. // Дали С. Дневник одного гения. - СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2020. С. 248.
6. Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всем прочем. Составление, предисловие и перевод с английского, испанского и французского Н. Малиновской. - М., Издательство «СВАРОГ», 1996. С. 409.
7. Сальвадор Дали. Мои сильные стороны, пер. с фр. Н. Дезен. // Сальвадор Дали. Альбом / Авт.-сост. Е.В. Завадская. - М.: Изобраз.искусство, 1992. С. 18-19.
8. Там же. С. 6.
  • Категория: проза, проза/очерки. Теги: искусство, сюрреализм, Сальвадор Дали. Добавил: dima (12 мая 2022).
    cup Другие новости из категории проза, проза/очерки :
    Информация
    cup Вход на сайт    cup Регистрация cup Лучшие новости cup Облако тегов cup Наш опрос cup Немного рекламы cup Календарь cup Архив новостей

    Авторский сайт Дмитрия Саночкина. Copyright © 2009-2022 All rights reserved.